Итоги мониторинга социального самочувствия жителей
Ступинского муниципального района
за 2011 год.
Отделом социально-психологических исследований в рамках мониторинга опрошено 900 семей, в которых проживает 2790 человек. Это обеспечивает репрезентативность выборки и отвечает требованиям отбора единиц обследования для социологического исследования. В выборочную совокупность были включены 610 семей Ступинского городского поселения, 290 семей сельских поселений, представляющих муниципальный район по демографическому, экономическому, социальному и другим признакам. Статистическая погрешность не превышает 3,2%.
Социологический опрос населения проводился по следующим направлениям:
Итоги мониторинга за 2011 год позволяют сделать следующие общие выводы:
- В целом социальное самочувствие населения района удовлетворительное. Интегральный коэффициент социального самочувствия жителей Ступинского муниципального района стабильно находится в области положительных значений и составляет величину +14,5 процента, что на 0,87% выше, чем в 2010 году.
- В 2011 году, несмотря на снижение официальной инфляции, на первое место по значимости жители вновь поставили проблему инфляции и роста цен, 49% респондентов отметили её как самую значимую, это на 11% больше, чем в 2010 году.
На второе место по значимости для жителей района вышла проблема ЖКХ, 36% опрошенных отметили как самую значимую, что на 11% больше чем в 2010 году. В первую очередь такое повышение связано с предстоящим повышением тарифов на услуги ЖКХ.
В тройку наиболее значимых проблем, по мнению 31% опрошенных, вышла проблема социальной защиты малообеспеченных, это на 9% больше чем в 2010 году. - В 2011 году по сравнению с 2010 годом средняя оценка одобрения деятельности органов власти всех уровней снизилась на 7,66% и составила +12,67%. Такое резкое снижение одобрения деятельности органов власти объясняется процессами, происходящими после выборов 4 декабря 2011 года. Причем снижение оценок одобрения коснулось всех без исключения уровней власти.
- В 2011 году число жителей района, имеющих доход в месяц на одного члена семьи ниже прожиточного минимума снизилось на 0,3% и составило 4,8%.
- В 2011 году разрыв между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан Ступинского муниципального района составляет 8,2 кратный размер.
- Ваша работа – на 7%;
- Отношения в семье – на 3%;
- Проведение досуга – на 3%.
- Материальное положение – на 4%;
- Обеспечение личной безопасности – на 2%.
- Связь – на 13%;
- Благоустройство дворов – на 12%;
- Радиовещание – 12%;
- Учреждения культуры – на 4%;
- ОАО “Комсет” – на 4%;
- Дошкольные учреждения – на 3%;
- Пассажирское автохозяйство – на 3%;
- Спортивные учреждения – на 3%.
- Состояние дорог в поселениях – на 8%.
- Общее благоустройство – на 4%;
- Бытовое обслуживание – на 3%;
- Жилищно-коммунальное хозяйство – на 3%.
- прочие расходы (бензин, ремонт, аренда, кредит, др. расходы – на 38%;
- обучение и воспитание детей – на 25%;
- коммунальные услуги – на 9%;
- досуг, отдых – на 9%;
- медицинские расходы – на 8%.
- продовольственные товары – на 7%.
В ходе социологического опроса были определены общие оценочные характеристики основных социальных условий жизни населения. Для сравнения этих условий был использован Коэффициент социальной комфортности/ущемленности, (К ск), значения которого колеблются от +100% (максимальная социальная комфортность людей) до –100% (максимальная социальная ущемленность). В таблице 1 приведена динамика оценок и величины коэффициента К ск по данной проблематике. (В таблицах все данные приведены в процентах).
Социальное самочувствие населения
Таблица 1
Устраивают ли Вас? |
2011 г.
|
2010
г.
|
2009
г.
|
2008
г.
|
2007
г.
|
2006
г.
|
||||||
%
|
К ск
|
%
|
К ск
|
%
|
К ск
|
%
|
К ск
|
%
|
К ск
|
%
|
К ск
|
|
Жилищные условия |
52 |
+15 |
52 |
+16 |
52 |
+17 |
52 |
+13 |
52 |
+10 |
53 |
+11 |
Отношения в семье |
78 |
+60 |
72 |
+57 |
72 |
+55 |
75 |
+58 |
77 |
+59 |
74 |
+57 |
Ваша работа |
56 |
+27 |
50 |
+20 |
49 |
+22 |
56 |
+31 |
63 |
+38 |
64 |
+39 |
Материальное положение Да |
31 |
-27 |
32 |
-23 |
34 |
-22 |
34 |
-25 |
37 |
-20 |
34 |
-20 |
Состояние Вашего здоровья Да |
54 |
+17 |
52 |
+16 |
49 |
+12 |
51 |
+11 |
50 |
+11 |
49 |
+9 |
Проведение досуга Да |
43 |
+9 |
42 |
+6 |
44 |
+15 |
46 |
+9 |
51 |
+7 |
49 |
+2 |
Обеспечение личной безопасности Да |
49 |
+15 |
49 |
+17 |
42 |
+9 |
44 |
+10 |
49 |
+9 |
51 |
+10 |
Индекс социального самочувствия (интегральный показатель) | +14,5 | +13,63 |
+13,50
|
+13,38 | +13,64 | +12,57 |
Индекс социального самочувствия жителей нашего района по сравнению с 2010 годом повысился на 0,87% и составил величину +14,5 процента. По сравнению с 2010 годом:
1. Повысились такие показатели социального самочувствия как:
2. Снизились такие показатели социального самочувствия как:
Остальные показатели социального самочувствия остались практически на уровне 2-х процентной статистической погрешности 2010 года.
Характерное настроение населения
Таблица №2
Характерное настроение |
2011г. |
2010г. |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
Уверенность в будущем |
21 |
22 |
23 |
21 |
24 |
20 |
Надежда на стабилизацию обстановки |
39 |
37 |
37 |
36 |
37 |
35 |
Неуверенность в завтрашнем дне |
18 |
18 |
22 |
27 |
20 |
23 |
Напряженность, раздражение |
11 |
9 |
9 |
9 |
8 |
8 |
Ощущение безысходности |
3 |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
В 2011 году, по сравнению с 2010 годом, общее количество респондентов, испытывающих позитивные настроения, увеличилось на 1% и составило 60%. Количество респондентов, испытывающих пессимистические настроения не изменилось и составило 32%.
Социальная обстановка
Таблица №3
Обстановка: |
2011г. |
2010г. |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
Нормальная |
52 |
54 |
45 |
49 |
50 |
45 |
Есть очаги социальной напряженности |
25 |
24 |
31 |
34 |
33 |
32 |
Крайне напряженная |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
5 |
В 2011 году 52% респондентов оценили социальную обстановку как нормальную, это на 2% меньше чем в 2010 году. 5% считают социальную обстановку как крайне напряженную, это на уровне 2010 года.
Криминогенная обстановка
Таблица №4
Обстановка: |
2011г. |
2010г. |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
Нормальная |
45 |
47 |
46 |
46 |
43 |
41 |
Есть очаги криминогенной напряженности |
33 |
30 |
35 |
30 |
32 |
33 |
Крайне напряженная |
8 |
6 |
4 |
3 |
4 |
5 |
В 2011 году 45% оценили криминогенную обстановку в районе как нормальную, это на 2% меньше чем в 2010 году. 8% считают ее крайне напряженной, это на 2% больше чем в 2010 году.
Проблемы, представляющие для населения повышенный интерес
При проведении исследования респондентам задавался вопрос: "Какие из перечисленных проблем Вы считаете наиболее актуальными в городе, поселке, селе в настоящее время?" Субъективное видение респондентами приоритетной проблематики представляется следующим:
Таблица №5
Проблемы |
2011г. |
2010г. |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
||||||
% |
Рейтинг |
% |
Рейтинг |
% |
Рейтинг |
% |
Рейтинг |
% |
Рейтинг |
% |
Рейтинг |
|
|
49 |
1 |
38 |
1 |
49 |
1 |
55 |
1 |
56 |
1 |
35 |
1 |
|
36 |
2 |
25 |
6 |
24 |
6 |
30 |
3 |
31 |
4 |
28 |
6 |
|
31 |
3 |
22 |
8 |
33 |
2 |
36 |
2 |
33 |
2 |
30 |
4 |
|
29 |
4-6 |
28 |
2 |
23 |
7 |
22 |
8 |
26 |
6 |
24 |
7 |
|
29 |
4-6 |
26 |
4-5 |
25 |
4-5 |
27 |
6 |
24 |
7 |
29 |
5 |
|
29 |
4-6 |
23 |
7 |
22 |
8 |
29 |
4 |
30 |
5 |
31 |
3 |
|
28 |
7 |
26 |
4-5 |
25 |
4-5 |
28 |
5 |
32 |
3 |
33 |
2 |
|
26 |
8 |
27 |
3 |
17 |
10 |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
|
25 |
9 |
21 |
9 |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
|
22 |
10 |
17 |
11 |
15 |
14 |
17 |
11 |
14 |
12 |
17 |
11 |
|
20 |
11 |
13 |
15 |
16 |
12-13 |
19 |
10 |
21 |
9 |
23 |
8 |
|
18 |
12 |
16 |
12 |
19 |
11 |
26 |
7 |
23 |
8 |
19 |
9 |
|
16 |
13 |
14 |
14 |
16 |
12-13 |
16 |
12 |
17 |
10 |
14 |
12 |
|
11 |
14 |
18 |
10 |
27 |
3 |
20 |
9 |
16 |
11 |
19 |
10 |
|
10 |
15 |
15 |
13 |
20 |
9 |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
|
7 |
16 |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
|
5 |
17 |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* - до 2010 года эти показатели не исследовались
** - в 2011 году респонденты называли 5 проблем, (до 2011 г. – 3 проблемы)
В 2011 году приоритет проблем для населения Ступинского муниципального района несколько изменился.
В 2011 году, несмотря на снижение официальной инфляции, на первое место по значимости жители вновь поставили проблему инфляции и роста цен, 49% респондентов отметили ее как самую значимую, это на 11% больше, чем в 2010 году.
На второе место по значимости для жителей района вышла проблема ЖКХ, 36% опрошенных отметили как самую значимую, что на 11% больше чем в 2010 году. В первую очередь такое повышение связано с предстоящим повышением тарифов на услуги ЖКХ.
В тройку наиболее значимых проблем, по мнению 31% опрошенных, вышла проблема социальной защиты малообеспеченных, это на 9% больше чем в 2010 году.
По-прежнему значимыми более чем для четверти респондентов остаются проблемы наведения порядка и дисциплины, организации мест отдыха и досуга, проблема молодежи – сейчас 29% отметили их как самые значимые.
В 2011 году от 4% до 7% увеличилась значимость таких проблем как борьба с коррупцией, подъем промышленности и сельского хозяйства, развитие культуры, здравоохранения, образования.
В 2011 году снизилась значимость проблем: благоустройство дворов – на 7%, вероятность сокращения (увольнения) на предприятии – на 5%.
Результаты исследования показали, что такие проблемы как угроза теракта и конфликты на межнациональной почве, неприязнь между народами не выходят за 10% уровень значимости, то есть не являются значимыми для населения нашего района.
Остальные проблемы остались практически на уровне 2010 года (на уровне 2-х процентной статистической погрешности).
Оценка населением социально-экономической инфраструктуры района
В таблице 6 приведены оценки населением работы учреждений и предприятий Ступинского муниципального района. Для сравнения использован Коэффициент соотношения положительных и отрицательных оценок (Кс).
Таблица 6
Учреждения |
2011г. |
2010г. |
2009г. |
2008г. |
2007. |
2006г. |
||||||
% |
Кс |
% |
Кс |
% |
Кс |
% |
Кс |
% |
Кс |
% |
Кс |
|
ОМВД |
43 |
+10 |
43 |
+9 |
47 |
+10 |
43 |
+3 |
44 |
+2 |
44 |
+4 |
Школы |
63 |
+39 |
61 |
+41 |
61 |
+40 |
60 |
+35 |
57 |
+33 |
54 |
+30 |
Дошкольные учреждения |
60 |
+44 |
58 |
+41 |
60 |
+41 |
63 |
+41 |
61 |
+41 |
62 |
+43 |
Здравоохранение |
49 |
+12 |
47 |
+11 |
48 |
+7 |
49 |
+3 |
47 |
+4 |
48 |
+4 |
Бытовое обслуживание |
43 |
+12 |
44 |
+15 |
49 |
+10 |
43 |
+3 |
43 |
+2 |
42 |
+2 |
Транспорт (пассажирский) |
59 |
+29 |
56 |
+26 |
52 |
+20 |
58 |
+15 |
55 |
+13 |
48 |
+9 |
Состояние дорог в поселениях |
44 |
+3 |
50 |
+11 |
46 |
+8 |
45 |
+6 |
42 |
-1 |
49 |
+3 |
Состояние дорог в районе |
51 |
+23 |
49 |
+23 |
53 |
+22 |
54 |
+24 |
53 |
+27 |
56 |
+26 |
Магазины Райпотребсоюза |
67 |
+44 |
65 |
+44 |
63 |
+44 |
61 |
+39 |
61 |
+42 |
60 |
+39 |
Частные магазины |
61 |
+43 |
62 |
+42 |
61 |
+37 |
55 |
+27 |
54 |
+28 |
56 |
+33 |
Рынки |
57 |
+24 |
56 |
+25 |
57 |
+30 |
53 |
+20 |
56 |
+27 |
58 |
+31 |
Связь (телефон) |
70 |
+59 |
66 |
+46 |
68 |
+45 |
59 |
+22 |
66 |
+37 |
65 |
+36 |
Учреждения культуры |
54 |
+31 |
52 |
+27 |
54 |
+28 |
49 |
+19 |
50 |
+17 |
48 |
+15 |
Места массового отдыха |
43 |
+5 |
43 |
+6 |
43 |
+9 |
31 |
- 21 |
37 |
-19 |
30 |
-23 |
Спортивные учреждения |
54 |
+30 |
53 |
+27 |
51 |
+25 |
49 |
+23 |
48 |
+21 |
47 |
+20 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
44 |
+1 |
48 |
+4 |
39 |
-2 |
30 |
-26 |
31 |
-23 |
28 |
-28 |
Общее благоустройство |
57 |
+24 |
61 |
+28 |
60 |
+28 |
57 |
+22 |
61 |
+32 |
51 |
+19 |
Благоустройство дворов |
51 |
+14 |
43 |
+2 |
38 |
-6 |
39 |
-6 |
43 |
-2 |
46 |
-4 |
Районная газета |
54 |
+33 |
56 |
+32 |
52 |
+32 |
54 |
+30 |
54 |
+29 |
43 |
+24 |
Радиовещание* |
56 |
+30 |
39 |
+18 |
37 |
+16 |
32 |
+6 |
33 |
+5 |
28 |
+2 |
ОАО “Комсет” |
54 |
+28 |
52 |
+24 |
53 |
+24 |
54 |
+25 |
56 |
+29 |
56 |
+28 |
СРЕДНЯЯ ОЦЕНКА |
+24,90 |
+22,82 |
+22,28 |
+14,76 |
+16,38 |
+13,19 |
* - с 2011г. оцениваются все Ступинские радиостанции (Европа-плюс, Авторадио, Юмор-FM, Дорожное радио и т.д.)
Опрос показал, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом средняя оценка деятельности основных учреждений и организаций района повысилась на 2,08%, и составила +24,90%.
По мнению населения района в 2011 году:
1) Повысились оценки деятельности:
2) Снизились оценки деятельности:
Оценки остальных составляющих остались практически на уровне 2010 года (на уровне 2-х процентной статистической погрешности).
Оценка деятельности органов власти
Оценка деятельности различных органов власти приведена в таблице 7. Для сравнения оценок использован Индекс одобрения деятельности (И.о), то есть разность одобрении и неодобрения деятельности (положительных и отрицательных оценок).
Оценка (одобрения-неодобрения) деятельности органов власти.
Таблица 7
Органы власти |
2011г. |
2010г. |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
||||||
% |
Кп |
% |
Кп |
% |
Кп |
% |
Кп |
% |
Кп |
% |
Кп |
|
Президент РФ |
52 |
+23 |
66 |
+48 |
67 |
+51 |
67 |
+46 |
70 |
+44 |
58 |
+36 |
Председатель Правительства РФ |
53 |
+25 |
66 |
+48 |
67 |
+52 |
66 |
+45 |
41 |
+9 |
26 |
-9 |
Государственная Дума РФ |
35 |
-5 |
36 |
+1 |
41 |
+4 |
44 |
+2 |
33 |
-18 |
25 |
-24 |
Губернатор Московской области |
50 |
+20 |
49 |
+23 |
52 |
+28 |
54 |
+24 |
59 |
+32 |
59 |
+33 |
Областная Дума |
31 |
-5 |
39 |
+1 |
38 |
+3 |
40 |
-1 |
37 |
-2 |
35 |
-1 |
Глава Ступинского района |
49 |
+22 |
52 |
+26 |
52 |
+20 |
52 |
+21 |
58 |
+31 |
58 |
+32 |
Совет депутатов района |
33 |
-1 |
38 |
+5 |
38 |
+7 |
40 |
+7 |
33 |
+4 |
30 |
+2 |
Главы поселений |
42 |
+9 |
41 |
+12 |
44 |
+9 |
39 |
+9 |
38 |
+9 |
33 |
+2 |
Директора предприятий |
51 |
+26 |
48 |
+19 |
41 |
+16 |
43 |
+20 |
43 |
+23 |
46 |
+21 |
СРЕДНЯЯ ОЦЕНКА |
+12,67 |
+20,33 |
+21,1 |
+19,22 |
+14,44 |
+10,11 |
Результаты опроса показали, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом средняя оценка одобрения деятельности органов власти всех уровней снизилась на 7,66% и составила +12,67%. Такое резкое снижение одобрения деятельности органов власти объясняется процессами, происходящими после выборов 4 декабря 2011 года. Причем снижение оценок одобрения коснулось всех без исключения уровней власти.
В 2011 году индекс одобрения Президента РФ снизился на 25%. Сейчас 52% опрошенных одобряют деятельность Президента РФ, и 29% - не одобряют.
53% респондентов одобряют деятельность Председателя Правительства РФ, и 28% - не одобряют. Это на 23% меньше, чем в 2010 году.
В 2011 году на 6% снизился индекс одобрения деятельности Государственной Думы. Сейчас 35% респондентов одобряют её деятельность, 40% - не одобряют.
Индекс одобрения Губернатора Московской области снизился на 3% - сейчас 50% жителей одобряют его деятельность и 30% - не одобряют.
На 6% снизился индекс одобрения Областной Думы, сейчас 31% респондентов одобряют, и 37% - не одобряют её деятельность.
Индекс одобрения Главы Ступинского муниципального района остаётся достаточно высоким, сейчас 49% опрошенных одобряют его деятельность, 27% - не одобряют.
Индекс одобрения деятельности Совета депутатов Ступинского муниципального района в 2011 году снизился на 6%, сейчас 33% опрошенных одобряют его деятельность, и 34% - не одобряют.
На 3% понизился индекс одобрения деятельности глав городских и сельских поселений, сейчас 42% респондентов одобряют их деятельность, 33% - не одобряют.
Индекс одобрения руководителей предприятий и учреждений увеличился на 7%. Сейчас 51% опрошенных одобряют их деятельность, 25% - не одобряют.
Оценка отношений между администрацией и жителями района.
Таблица 8
Характер отношений |
2011г. |
2010г. |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
Отношения хорошие, население поддерживает деятельность администрации |
16 |
18 |
18 |
16 |
17 |
17 |
Отношения удовлетворительные, население лояльно относится к деятельности администрации |
42 |
43 |
39 |
43 |
43 |
39 |
Отношения сложные, решения администрации не соответствуют интересам жителей |
28 |
26 |
25 |
23 |
22 |
23 |
Отношения плохие, решения администрации полностью не соответствуют интересам жителей, администрация в целом решает только свои проблемы |
10 |
9 |
11 |
10 |
9 |
11 |
В 2011 году по сравнению с 2010 годом оценка отношений между администрацией и жителями района несколько ухудшилась, сейчас 58% респондентов позитивно оценивают отношения между населением и администрацией и 38% респондентов негативно оценивают эти отношения. Это на 3% ниже, чем в предыдущем опросе.
Удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти
Общая оценка удовлетворенности населения деятельностью органов исполнительной власти Ступинского муниципального района приведена в таблице 9. Для сравнения использован Индекс удовлетворенности (Иу) (отношение позитивных оценок к негативным оценкам).
Таблица 9
Удовлетворенность населения: |
2011г. |
2010г. |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
|||||
% |
Иу |
% |
Иу |
% |
Иу |
% |
Иу |
% |
Иу |
|
Деятельностью органов местного самоуправления, |
51 |
1,55 |
54 |
1,64 |
53 |
1,56 |
55 |
1,66 |
52 |
1,63 |
Медицинской помощью |
49 |
1,44 |
47 |
1,31 |
47 |
1,21 |
46 |
1,1 |
41 |
1,0 |
Качеством дошкольного образования |
60 |
2,73 |
58 |
2,64 |
58 |
2,52 |
* |
* |
* |
* |
Качеством общего образования |
63 |
2,52 |
61 |
2,54 |
60 |
2,50 |
59 |
2,46 |
55 |
2,29 |
Качеством дополнительного образования |
61 |
2,65 |
60 |
2,73 |
59 |
2,81 |
* |
* |
* |
* |
Жилищно-коммунальными услугами |
40 |
1,14 |
40 |
1,11 |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
Качеством предоставляемых услуг в сфере культуры |
55 |
2,50 |
55 |
2,50 |
56 |
2,43 |
56 |
2,2 |
53 |
2,04 |
Качеством предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта |
54 |
2,45 |
53 |
2,41 |
49 |
2,33 |
53 |
2,3 |
46 |
2,19 |
Качеством предоставляемых услуг в сфере работы с молодежью |
42 |
2,0 |
38 |
1,90 |
40 |
2,00 |
46 |
2,09 |
45 |
1,96 |
Индекс удовлетворенности |
2,11 |
2,09 |
1,99 |
1,83 |
1,65 |
* - до 2009 года эти показатели не исследовались.
Результаты опроса показали, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом средний индекс удовлетворенности населения деятельностью органов исполнительной власти Ступинского муниципального района увеличился на 0,02 и составил 2,11 единиц.
Уровень жизни и материальное положение семей
Структура семей по численности ее членов в проведенном исследовании выглядит следующим образом: семьи, состоящие из 1-го человека - 11%, из 2-х человек - 26%, из 3-х человек - 30%, из 4-х человек - 22%, из 5-ти человек и более - 11%. В выборке представлен весь спектр типов и особенностей семей, соответствующий генеральной совокупности жителей района. Отклонение от статистических данных не превышает 5%.
Население с доходом ниже прожиточного минимума
Таблица 10.
Год наблюдения | 2011г. |
2010г. |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума |
4,8 |
5,1 |
5,7 |
9 |
10 |
12 |
* - с 2009 года общий прожиточный минимум определяется без учета прожиточного минимума пенсионеров.
В 2011 году число жителей района, имеющих доход в месяц на одного члена семьи ниже прожиточного минимума составило 4,8%.
Средний доход семьи
Таблица 11.
Размер дохода: |
2011г. |
2010г. |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
Средний доход семьи (в руб.) |
37487 |
36 731 |
35 054 |
34 612 |
26 732 |
21 039 |
Среднедушевой доход |
27187 |
24699 |
22 935 |
22 373 |
19 042 |
17 118 |
В 2011 году по сравнению с 2010 годом средний доход семьи в Ступинском муниципальном районе увеличился всего на 102%. Среднедушевой доход населения увеличился на 112% и составил 27187 руб.
Оценка материального положения семьи
Таблица 12.
Материальное положение семей |
2011г. |
2010г. |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
Очень плохое: “Живем от зарплаты до зарплаты, постоянно занимаем деньги” |
9 |
8 |
10 |
4 |
11 |
10 |
Плохое: “Хватает только на повседневные расходы, покупка даже недорогой одежды для нас проблематична” |
27 |
31 |
26 |
34 |
26 |
25 |
Среднее: “В основном денег хватает, но для товаров длительного пользования их недостаточно” |
49 |
50 |
50 |
47 |
47 |
46 |
Хорошее, очень хорошее: “Мы можем практически ни в чем себе не отказывать” |
12 |
11 |
14 |
15 |
16 |
19 |
Результаты исследования в 2011 году показали, что материальное положение населения по сравнению с 2010 годом практически не изменилось. Сейчас 61% респондентов в какой-то мере удовлетворены своим материальным положением и оценивают его как среднее и хорошее. 36% респондентов оценивают свое материальное положение как плохое и очень плохое.
Структура расходов семьи (в %)
Таблица 13.
Затраты на: |
2011г. |
2010г. |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
Продовольственные товары |
35 |
39 |
38 |
38 |
35 |
35 |
Непродовольственные товары |
13 |
14 |
15 |
15 |
16 |
19 |
Коммунальные услуги |
16 |
15 |
13 |
12 |
15 |
16 |
Обучение и воспитание детей |
8 |
6 |
6 |
5 |
5 |
4 |
Транспорт |
6 |
7 |
7 |
8 |
7 |
6 |
Медицинские расходы |
7 |
7 |
7 |
6 |
6 |
4 |
Отдых и досуг |
7 |
7 |
8 |
9 |
7 |
8 |
Прочие расходы (бензин, ремонт, аренда, кредит, др. расходы) |
8 |
5 |
6 |
7 |
9 |
8 |
В 2011 году 35% в структуре расходов приходится на продукты питания, это на 4% меньше чем в 2010 году. Снижение доли расходов на продукты питания объясняется тем, что население больше стало покупать товары на альтернативных точках продажи (ярмарки, оптовые базы, магазины со скидками и т.д.). В 2011 году на 3% в структуре расходов семьи повысились прочие расходы (бензин, ремонт, аренда, кредит, др. расходы), на 2% - обучение и воспитание детей, на 1% - коммунальные услуги.
Средняя структура расходов семьи в абсолютных цифрах выглядит следующим образом
(данные приведены в рублях):
Таблица 14
Расходы семьи на: |
2011г. |
2010г. |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
Продовольственные товары |
13914 |
14861 |
14061 |
13071 |
9219 |
7051 |
Непродовольственные товары |
5304 |
5242 |
5268 |
5179 |
4208 |
3786 |
Коммунальные услуги |
6199 |
5680 |
4658 |
4122 |
3978 |
3199 |
Обучение и воспитание детей |
3150 |
2506 |
2142 |
1845 |
1329 |
846 |
Транспорт |
2697 |
2688 |
2642 |
2627 |
1883 |
1214 |
Медицинские расходы |
2975 |
2754 |
2659 |
1925 |
1762 |
891 |
Досуг, отдых |
3090 |
2839 |
2811 |
3039 |
1882 |
1615 |
Прочие расходы |
3066 |
2227 |
2660 |
2576 |
2384 |
1586 |
СРЕДНИЙ РАСХОД |
40395 |
38797 |
36901 |
34384 |
26645 |
20188 |
СРЕДНИЙ ДОХОД |
37487 |
36 731 |
35054 |
34612 |
26732 |
21539 |
Индекс соотношения доходов и расходов |
0,93 |
0,95 |
0,95 |
1,0 |
1,0 |
1,07 |
В 2011 году индекс соотношения доходов и расходов составил 0,93. Расходы в рублевом выражении в среднем увеличились на 4%.
По сравнению с 2010 годом:
1) Увеличились расходы на:
2) Снизились расходы на: