Версия для слабовидящих

История развития народного образования Ступинского района

Образование

Многим известно, что Ступинская земля не всегда была в тех границах, которые имеет сейчас. Её территория в разные годы входила в состав Серпуховского, Коломенского, Бронницкого уездов Московской губернии, а также Каширского уезда Тульской губернии, поэтому история развития народного образования нашего края тесно переплетается с историей перечисленных уездов.
Одну из первых школ для крестьянских детей на Ступинской земле основал в начале XIX века в своем имении известный русский писатель и общественный деятель Николай Иванович Новиков. В селе Авдотьино в небольшом двухэтажном доме помещались и школа, и аптека. В далеком прошлом первыми учителями простого населения были церковные служители, да и сам наш знаменитый земляк получил первые уроки грамоты от сельского дьяка.
В селах нашего края со временем начали возникать так называемые народные школы. В течение двух лет ученики овладевали навыками чтения церковных книг, учились писать и считать. В 1830 году в Аксиньине появилась первая церковно-приходская школа, где, кроме Закона Божия, дети также обучались и азам грамотности. Эти учебные заведения были первыми ласточками системы образования нашего края.
Значительные изменения к лучшему в народном образовании наблюдаются после знаменитых реформ середины XIX века. Земства и частные лица стали оказывать большое содействие в деле распространения грамотности среди населения. В 1865 году была открыта четырехлетняя начальная земская школа в селе Малино, где обучение вели представители семьи Крыловых. Это первая сохранившаяся в памяти малинцев династия учителей нашего края, основатель которой - известный в то время учитель, дьяк местной церкви И.И. Крылов.
В 1860 году в деревне Ступино было основано училище, в котором только в первый год работы обучались уже двадцать шесть крестьянских детишек. Значительная часть начальных школ создавалась при церковных приходах. В 1890 году крестьяне деревень Тутыхино, Сайгатово, Головлино на сходе настояли на том, чтобы и их дети обучались грамоте. Так появилась в д. Ступино еще и церковно-приходская школа.
В 1892 году в Ситне-Щелканове при содействии А. П. Чехова построена земская начальная школа (здание сохранилось и по сей день).
Не раз наш знаменитый земляк присутствовал на экзаменах и в школе села Чирково. Брат Чехова, Иван Павлович, был попечителем соседнего Киясовского училища.
В 1903 году открылась церковно-приходская школа в Старой Ситне, здание которой также сохранилось до наших дней.
В этот же период силами Коломенского земства при участии М.С. Лунина были построены школы и в селах Воскресенки, Колдино, Хачемы.
С 1897 года на северо-востоке нашего края в с. Аксиньино в течение 50 лет работала в школе известный педагог М.С. Успенская, награжденная правительственной наградой. На рубеже XIX-XX веков на деньги лесничего С.Г. Ната возвели школу в с. Леонтьево. На западе нашего края, в Семеновском, в 1832 году на средства известных меценатов Орловых-Давыдовых появилось четырехклассное училище для мальчиков. В начале XX века на месте обветшавшей школы Серпуховское земство вместе с Орловыми-Давыдовыми построили каменное здание. Здесь ежегодно обучалось по восемьдесят-девяносто человек, в том числе и из соседних населенных пунктов. Преподавали русский язык, письмо, арифметику, чистописание, Закон Божий. Была в селе и церковно-приходская школа, в которой сорок один год проработал Н.Н. Разумовский, прекрасный всесторонне эрудированный педагог, применявший современные для того времени методы обучения.
На севере Ступинской земли, в поселке Михнево и его окрестностях ,тоже были открыты однокомплектные церковно-приходские школы. По инициативе учителя А.В. Ремизова в селе Хатунь начала работать многокомплектная школа.
В России в начале прошлого века количество учащихся резко увеличилось. Коснулось это и нашего родного края. Малинская земская школа вынуждена была арендовать две классные комнаты в частных домах. Школа делилась на мужскую и женскую, в ней работали пять учителей: В.И. Второва, О.Д. Кудина, Н.И. Кудин, А.И. Крылова, С.П. Павлов. В 1909 году при участии коломенского земского деятеля М.С. Лунина появляется кирпичное здание упомянутой школы. Во время первой мировой войны часть Малинской школы была занята под военный госпиталь, учителя помогали раненым: читали книги, писали письма родным. Всего в 1913 году в школах Малинской волости обучалось около трёхсот детей.
В соседнем селе Щапово в 1913 году также открывается новая школа.
Среди преподавателей конца XIX века широкую известность получил священник В.Г. Румянцев, работавший в земских школах сел Белопесоцкое и Крутышки. За весомый вклад в дело народного образования ему была выражена благодарность от начальника Московского учебного округа. Его сын уже в советское время продолжил дело отца, также став школьным учителем.
В одном из самых дальних уголков нашего края, в селе Большое Алексеевское, в 1890 году было построено деревянное здание земской школы. Много средств в него вложил местный помещик М.М. Щепкин - основатель знаменитого свиноводческого хозяйства. В начале XX века в этой школе работали уже девять учителей.
C 1917 года советская власть уделяла особое внимание вопросам просвещения. В Жилевской волости было создано семь опорных пунктов по ликвидации безграмотности. К 1939 году уже восемьдесят семь процентов наших земляков умели читать и писать.
В 1929 году территория нынешнего Ступинского района входила в состав Малинского, Михневского, Каширского и Озерского районов. С началом строительства в 1932 году завода «Электровоз» поселок Ступино стремительно развивается. В 1936 году профиль завода меняется на авиационный, поселок быстро растет, снова возникает острая потребность в школьном здании. В 1937 году была построена двухэтажная кирпичная средняя школа № 1, директором которой стал М. Г. Першин, один из первых организаторов просвещения в нашем городе.
В 1938 году статус поселка изменился, он стал городом Ступино с подчинением Каширскому райисполкому. С этого момента и происходит объединение земель в рамках сегодняшних границ Ступинского района. В эти годы руководителями народного образования были В.М. Никитский, И.М. Протасов, В.Д. Краснопевцев.
В 1938 году в посёлке Михнево построено кирпичное здание средней школы. В ней уже преподавали учителя-предметники с высшим образованием. Это Н.А. Лебедева, С.Т. Кузин, Н.Ф. Филиппов. Они переняли славную эстафету старших педагогов: Т.И. Лыкова, А.Г. Маслова, З.И. Бочковой. В школьном музее бережно хранят списки имен учителей и выпускников, ушедших на фронт в годы Великой Отечественной войны, многие из которых не вернулись домой. Коллективы школ нашего района в военное время не только честно выполняли свой профессиональный долг, они активно помогали фронту, работая на полях колхозов, помогая раненым в госпиталях.
Уникальной была в предвоенное время опытно-показательная средняя школа с интернатом «Красная отрада» при Наркомпросе, расположенная в бывшей усадьбе графов Орловых-Давыдовых - Семеновском. Здесь проверялись новейшие методы и приемы обучения детей с первого по десятый классы. На учебно-опытном участке школы выращивали огромное количество редких растений. В библиотеке насчитывалось более тысячи томов литературы. Принимали туда детей из различных мест, в том числе из Чехова и Каширы, но только тех, кто учился на «4» и «5».
С 14 сентября 1939 года г. Ступино из районного перешел в областное подчинение. В 1939–1940–х годах были построены четырехэтажные средние школы № 2 (первый директор И.В. Бычков) и № 3 (нынешняя школа № 1), Белопесоцкая восьмилетняя школа (ныне средняя школа № 4, первый директор Н.Д. Харитонов).
Вскоре мирную жизнь Европы нарушила вторая мировая война. 24 марта 1940 года по Ступинскому гороно издается приказ, предписывающий развернуть военно-оборонную работу в школах города, создать группы самозащиты при средних школах № 1, 2, 3. Гороно в те годы возглавляет И.М. Протасов.
В первые дни Великой Отечественной войны ступинцы-добровольцы уходят на фронт, среди них директор школы № 2 И.В. Бычков. В школе № 1 размещается истребительный батальон. Для военных нужд были задействованы все станки школьных мастерских. Во время боев за Москву и Каширу в школе № 2, в здании нынешней школы № 6 г.Ступино и в Малинской школе были расквартированы части генерала–майора Белова. В июле 1941 года группа старшеклассников была направлена на рытье противотанковых окопов под городом Брянском. Сразу же после получения аттестата зрелости надели солдатские гимнастерки выпускники школ – В. Поляков, Н. Подшиваленко - будущие Герои Советского Союза. Работники народного образования после трудового дня ходили в лес на заготовку дров, вместе с учащимися организовывали сбор денег, ценных вещей, посылок для армии, собирали урожай на полях. В связи с массовой эвакуацией жителей осенью 1941 года оставшиеся работники школ и ученики объединяются на базе школы № 2. Но уже с января в связи с победой под Москвой возобновилась работа неполной средней школы № 1. В средней же школе № 3 (ныне № 1) размещается госпиталь № 4866, а затем госпиталь № 2376.
Школьники, учителя, жители города и района оказывают всевозможную помощь раненым, ухаживают за ними, устраивают концерты, помогают раненым писать письма, приносят для отправки на фронт вещи, собирают для госпиталей лекарственные травы, вяжут для бойцов шерстяные носки и другое. При школах разбивают огороды, чтобы помочь в организации бесплатных школьных горячих завтраков. Собирают деньги на танк «Таня» (в память о Зое Космодемьянской). Организуют сбор металлолома, формируют тимуровские команды, дежурят на крышах зданий во время воздушных налетов. В честь 25- летней годовщины Красной Армии пионеры школы № 6 взяли обязательство: «Ни одной плохой отметки - вот боевой подарок защитникам Родины!»
В 1944 году согласно реформе народного образования школа № 3 стала «мужской» и получила новый номер - 1, а школа № 2 стала «женской». После войны поднималась из руин вся страна, развивалось и народное образование. В 1946 году была открыта станция юных техников. Реорганизуются школы, открываются семилетки, многие школы получают статус «средних». В 1949 году в поселке Михнево открылась школа рабочей молодежи, а в Шугарове - сельская школа молодежи, повсеместно организовывались столярные, слесарные мастерские, кабинеты машиноведения.
К пятидесятым годам двадцатого века количество учителей и учеников утроилось. В 1954 году в городе Ступино построена новая кирпичная школа № 3. В начале шестидесятых годов распахнула свои двери кирпичная школа № 7, первый директор - Н.Н. Киселева, а в 1965 году панельная школа № 8, директор - А.Ф. Мальцев. Школа №5 - ныне медучилище - которую возглавлял Ф.Д. Лосев, из начальной стала семилетней, первый директор - А.Г.Циганкова. Сюда принимали детей из Соколовой Пустыни, Лужников, Лесопарка. После занятий работали кружки, секции, организовывались походы по родному краю. В 1978 году распахнула свои двери школа имени 60-летия Ленинского комсомола, первый директор В.А. Савельева. Позднее школу преобразовали в лицей №1. А в 1982 году в городе Ступино была открыта одна из самых больших школ - школа № 5, первый директор В.И.Гришин. Продолжала действовать также и школа рабочей молодежи.
Во главе системы школьного образования Ступинского района всегда стояли руководители-профессионалы – люди, радеющие за все то, что дает импульс к движению вперед, за научность и доступность в обучении, за развитие материально-технических возможностей школ, за профессионализм педагогов. Среди них была и Антонина Николаевна Кудрина.
Долгие годы возглавляли педагогические коллективы школы №1 - И.В. Ермолаев, школы №2 - М.В. Савочкина, школы №3 - А.В. Макарова, Михневской начальной - Л.В. Вишневская, школы №8 - А.В. Хворов, Мещеринской №1 - В.В. Анисимова, Жилёвской - И.Д. Гусакова и другие.
Каждая школа города и района имеет свое лицо, свои традиции, бережно передаваемые из поколения в поколение. Учительские коллективы с благодарностью вспоминают имена своих уникальных, неповторимых, талантливых коллег, радевших за народное просвещение.

Образование

Образование в наши дни

К началу девяностых годов прошлого века годов в Ступинском районе было открыто уже тридцать четыре школы. В наши дни работают две начальные, две неполные средние общеобразовательные, двадцать четыре средние общеобразовательные школы, два лицея, вечерняя школа, частная гимназия, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 VIII вида, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида. В них работает около тысячи семисот квалифицированных педагогов, которые обучают свыше десяти тысяч школьников от шести до восемнадцати лет.
За высокие достижения в области образования свыше восьмидесяти учителей награждены государственными наградами, свыше трёхсот пятидесяти - ведомственными.
Ежегодно свыше двадцати процентов педагогов проходят аттестацию, подтверждая и повышая свою квалификацию.

Инновационно-экспериментальная работа

В Ступинском муниципальном районе активно ведется инновационная работа в тридцати пяти образовательных учреждениях более чем по тридцати направлениям, в инновационной и экспериментальной деятельности задействовано около ста восьмидесяти педагогов, которые внедряют в свою практическую деятельность новые педагогические технологии. Около тридцати процентов общеобразовательных школ реализуют программы по углубленному изучению математики, физики, химии, русского языка, литературы, истории, биологии, английского языка. Педагоги более семидесяти процентов школ организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся. Широко внедряются информационно-коммуникационные технологии, развивающие технологии обучения. Во всей системе образования района приоритетными остаются здоровьесберегающие технологии.
C 2005 года шесть общеобразовательных школ района принимают участие в эксперименте по внедрению в учебный план учебных курсов «История Московской области», «Родное Подмосковье», «Московская область – субъект РФ», «Русское речевое общение» - это школы № 2, 3, 4, 8, лицей № 2, Мещеринская средняя школа № 1. Наиболее массово эксперимент проходит в Мещеринской школе № 1, где апробируется внедрение всех четырех видов учебных курсов в параллелях восьмых-одиннадцатых классов.
В 2007 году к этим образовательным учреждениям с экспериментальной работой по курсу «Духовное краеведение» присоединились Большеалексеевская, Дубневская, средняя школа №1, лицей № 1.

ОБЛАСТНЫЕ семинары

Ступинский район неоднократно встречал у себя коллег из других регионов. В декабре 2005 года на базе нашего района работала секция № 1 расширенного заседания руководителей образования субъектов РФ по теме «Основные подходы к формированию структуры и содержания общего образования при переходе на всеобщее среднее образование». Руководители образования различных областей и краевых территорий Российской Федерации рассматривали вопросы логики структурирования содержания образования (концентрический и линейный подходы), необходимости изменений образовательных стандартов, будет ли разработано подробное содержание изучаемых дисциплин, а также требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся по отдельным областям знаний, возможно ли формирование (конструирование) интегрированного базисного учебного плана (БУП) и другое. Разговор получился долгим, серьезным, полезным.
Уже через несколько дней на базе лицея №2 был проведен зональный областной семинар «Инновации в учебно-воспитательном процессе в системе образования Ступинского района», в котором приняли участие специалисты Министерства образования Московской области, руководители муниципальных органов управлений образованием, руководители образовательных учреждений Ступинского района. Это стало продолжением предыдущего разговора по структуре и содержанию общего образования. Представители образования города Коломны, Коломенского, Зарайского, Озерского, Луховицкого, Каширского, Егорьевского, Серебряно-Прудского районов смогли увидеть, чем богата, интерсна работа ступинской системы образования, какие нововведения смело входят в наши школы, как по-новому используются передовые педагогические технологии в решении задач качества образования.
В ноябре 2007 года на базе лицея № 1 состоялся круглый стол для юго-западного зонального объединения области по теме «Организация, содержание и технология работы образовательных учреждений в режиме полного дня», он прошел в рамках реализации областной целевой программы «Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 г.г.» Были рассмотрены такие вопросы, как организация образовательного процесса в образовательном учреждении, работающем в режиме полного дня, кадровое и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности образовательно учреждения, работающего в режиме полного дня, и другие. Руководитель круглого стола доцент кафедры управления образованием Педагогической академии последипломного образования кандидат педагогических наук Л.В. Алферова представила для обсуждения модель школы полного дня и нормативно-правовые основы работы образовательного учреждения в режиме полного дня. По итогам работы был обсужден и направлен в Министерство образования проект примерного положения об образовательных учреждениях Московской области, работающих в режиме полного дня.
С 26 по 30 мая 2008 года в Ступинском муниципальном районе на базе лицея №1 в рамках повышения квалификации педагогических работников прошел обучающий семинар «Антинаркотические действия в молодежной среде и формирование здорового, трезвого человека», в котором приняли участие двести тридцать педагогов всех образовательных учреждений, детских садов, молодежно-подростковых клубов, специалистов учреждений социальной защиты. Занятия проводил А.Н. Маюров, профессор, академик Академии социальных технологий, Академик Международной академии прогнозирования, академик Международной академии трезвости. Программа семинара включила в себя разнообразные виды деятельности: лекции, практикумы, беседы, видеопросмотры, мастер-классы. Большой интерес у педагогов вызвало практическое занятие «Планирование антинаркотической работы». Эта тема близка педагогам, работающим с молодежью.
Лекции «Алкогольно-наркотическая ситуация в современном мире и пути решения проблемы» и «Мировые модели наркотизма и противостояние этим процессам», сопровождаемые мультимедийным показом, настолько заинтересовали слушателей, что обсуждение продолжилось после занятий. А.Н. Маюров отвечал на вопросы, беседовал с педагогами.
Информация, полученная слушателями семинара найдет отражение на заседаниях школьных методических советов, в планировании работы с учащимися на следующий учебный год.

Приоритетный национальный проект «Образование»

Для реализации направлений национального проекта «Образование» в Ступинском районе созданы необходимые структуры и разработаны соответствующие нормативные правовые документы.
За последние три года шесть школ района - лицей № 2, Михневская, Мещеринская № 1, Малинская, Большеалексеевская, Ивановская средние школы - прошли конкурсный отбор как учреждения, внедряющие инновационные программы, и получили гранд Президента - по одному миллиону рублей.
Также в течение трёх лет двадцать один педагог педагог района получил денежное вознаграждение в размере ста тысяч рублей за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в образование в рамках приоритетного национального проекта «Образование», также ступинские педагоги награждены премией Губернатора Московской области.

Обобщение и представление
инновационного педагогического опыта

Школы приобретают необходимую практику в представлении своего опыта работы на муниципальном и областном уровнях. Наиболее многоаспектной, охватывающей различные категории педагогических работников, сегодня является деятельность педагогических коллективов Мещеринской средней школы № 1, Малинской средней школы, лицея № 2 – школ-победителей в национальном проекте «Образование».
В рамках обобщения и распространения опыта школами-победителями проводятся семинары различной направленности: учебные, практико-ориентированные, учебно-методические и другие, - по вопросам, связанным с применением ИКТ в работе учителя для формирования ключевых компетенций учащихся, применением современных педагогических технологий, с личностным и профессиональным самоопределением, с проектной деятельностью в учебно-воспитательном процессе, с предпрофильной подготовкой и профильным обучением школьников и другими.
Школы Ступинского района ежегодно принимают участие в областном конкурсе «Лучшая школа Подмосковья». Участие в конкурсе, несомненно, полезно: это позволяет предъявить свой опыт педагогической общественности области, оценить свои возможности, определить перспективы деятельности образовательного учреждения.
В образовательных учреждениях успешно проводится работа по созданию портфолио достижений учителя. Особенно успешна в этом направлении деятельность Мещеринской средней школы № 1, которая в течение трех лет реализации проекта имеет восемь учителей–победителей конкурса приоритетного национального проекта «Образование», материалы которых позволили им занять ведущие места в областном рейтинге лучших учителей.
В работе учителей появился опыт создания образовательных программ, дидактического материала, учебных и методических разработок: авторская программа по художественной резьбе учителя средней школы №1 С.В. Романова, по физической культуре учителя Усадовской средней школы В.И. Лемеша, дидактический материал для учащихся начальных классов учителя Мещеринской средней школы №1 Л.Д. Ларкиной и другие.
В новом аспекте рассматривается вопрос выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта. В рамках нацпроекта используются механизмы, способствующие эффективному продвижению выявленных инновационных идей и способов изменения педагогической действительности, адаптации их для представления и эффективной передачи в практику.
Разработана муниципальная программа действий по обеспечению эффективной диссеминации инновационного опыта учителей. Наиболее массовыми формами и способами распространения педагогического опыта стали открытые уроки, мастер-классы, консультационная деятельность, участие в конференциях. Педагоги стали активнее пропагандировать свой опыт. Ежегодно более сорока педагогов представляют свои материалы по вопросам обучения и воспитания в таких изданиях, как «Первое сентября», «Открытый урок», «Воспитание школьников», «Литература в школе», «Оптималист Подмосковья», «Экологический журнал для чтения», «Дошкольное воспитание», «Методист», «Вестник МГОУ», Сборник материалов ПАПО и других.
Педагоги принимают участие в конкурсах научно-методических разработок по проблемам воспитания и обучения в образовании. В 2006 году во Всероссийском конкурсе «Урок года», проводимом журналом «Методист», победителем стала заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель физики лицея № 1 С.Н. Лукьянова . В течение нескольких лет лауреатами данного конкурса становились учителя Михневской средней школы, средних школ №№ 1, 8, 4, лицея № 2.
Учитель Мещеринской средней школы № 1 И.Ю. Тельманова в 2006 году стала одним из победителей областного конкурса мультимедийных интерактивных инсталляций. В течение нескольких лет лауреатами данного конкурса за создание образовательного проекта в формате новых инновационных технологий становились педагоги лицея № 1, Мещеринской средней школы №1, средней школы № 4, Староситненской средней школы и других.
Опыт своей работы представила на Всероссийский конкурс методических пособий по патриотическому воспитанию обучающихся «Растим патриотов России» учитель истории средней школы № 8 Л.В. Ершова. Она стала лауреатом этого конкурса, ее материалы были признаны одними из лучших.
Учитель начальных классов школы № 10 восьмого вида Т.А. Касатина в 2007 году стала обладателем специального приза Всероссийского конкурса «Учитель-учителю», проводимого издательством «Просвещение», за разработку интегрированных уроков по развитию речи для учащихся коррекционных школ. В 2008 году она приняла участие во Всероссийском конкурсе «Современный урок», проводимом Центром «Педагогический поиск» и редакцией журнала «Современный урок» в номинациях «Лучшие сценарии уроков по предмету» и «Лучшие материалы по организации внеклассной работы по предмету».
С диссеминацией инновационного опыта почти все учителя-победители нацпроекта (2006, 2007 г.г.) выступали на региональных научно-практических конференциях «Педагогические достижения учителей-победителей приоритетного национального проекта «Образование» и лучших классных руководителей – ресурс повышения качества образования Подмосковья».
В ноябре 2007 года педагоги, преподающие основы православной культуры, приняли участие и выступили с интересным опытом работы на Третьей Межрегиональной научно-практической конференции «Нравственные ценности православия в современном мире: любовь и служение» в городе Москве. Материалы этой конференции изданы отдельным сборником, в него вошли восемь работ наших учителей.
В январе 2008 года на базе Ступинского муниципального района прошли Международные Рождественские чтения, на которых был представлен опыт работы по духовно-нравственному семейному воспитанию в образовательных учреждениях.


Информатизация образования

Достижению высоких результатов способствует работа по информатизации учреждений образования. Количество компьютерной техники ежегодно увеличивается.
В связи с реализацией национального проекта «Образование» в 2006 – 2007 учебном году к интернету подключены все общеобразовательные учреждения района, все имеют собственные сайты.
С 1990-91 учебного года в районе проводится конкурс «Педагог года». Конкурс проводится в рамках Всероссийского конкурса «Педагог года России» и областного конкурса «Педагог года Подмосковья». Организаторами районного конкурса являются администрация Ступинского муниципального района, управление образования, горком профсоюза работников образования и науки. Конкурс проводится при поддержке главы Ступинского муниципального района П.И. Челпана, а также при активном участии педагогической общественности, заинтересованных организаций и спонсоров. Основными целями конкурса «Педагог года» являются утверждение приоритетности образования, повышение престижа учительской профессии, открытие новых имен в образовании. На протяжении восемнадцатилетней истории конкурса в нем приняли участие двести пятьдесят четыре педагога. Финалистами регионального конкурса «Педагог года Подмосковья» в разное время были С.В. Ефимов, Т.М. Огольцова, С.В. Ларин, М.П. Родионова. В число победителей областного тура конкурса в 1993 году вошёл учитель истории Шугаровской средней школы А.В. Махлаев, в том же году он стал лауреатом Всероссийского конкурса «Педагог года». Победителем областного тура конкурса «Педагог года Подмосковья - 2003» стала учитель химии средней школы № 7 Г.А. Ершова.
С 2006-2007 учебного года функционирует районный клуб победителей районного конкурса «Педагог года», в состав которого входят семнадцать учителей из семи школ района. Он создан с целью передачи передового педагогического опыта, поднятия престижа профессии учителя. Успешно проведен первый слет районного клуба в Большеалексеевской средней школе. В планах клуба - проведение фестивалей педагогического мастерства в других школах.
В феврале 2007 года прошел областной двухдневный фестиваль педагогического мастерства: проведение открытых уроков и мастер-классов взяли на себя члены областного клуба «Педагог года Подмосковья». Число непосредственных участников фестиваля составило двести семьдесят человек – это каждый третий учитель Ступинского района. Педагоги стали очевидцами и участниками грандиозного творческого полета мысли, интересного действа коллег-инноваторов. Фестиваль по праву можно назвать школой методических идей, которая увлекла и обогатила всех участников.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» с целью повышения статуса классного руководителя в 2007г стартовал марафон классных руководителей. В рамках этого марафона в Ступинском муниципальном районе проведен первый «Конкурс классных руководителей», победителем которого стала учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 2 В.И. Гундырева.
Конкурсы педагогов позволяют выявить перспективных, энергичных людей, способных активно претворять в жизнь инновационные программы, интересные проекты. Из числа участников педагогических конкурсов восемь человек были назначены директорами школ, один – начальником управления образования, один – заведующим детским садом, двадцать два - заместителями директоров школ, два – руководителями структурных подразделений, восемь в настоящее время являются работниками управления образования, методистами.
За весомый вклад в развитие народного образования многие конкурсанты были награждены нагрудными значками «Отличник народного просвещения», «Отличник образования Московской области», а также грамотами Министерства образования Московской области.

Год русского языка

2007 год вошел в историю нашей страны как Год русского языка. Все образовательные учреждения Ступинского муниципального района не остались в стороне от этого знаменательного события: учителя-словесники наших школ, как и всегда, - а в этот год особенно - всю свою работу направили на поднятие престижа русского языка.
Более тридцати мероприятий самых различных по форме и содержанию проведены в наших учреждениях образования в рамках Года русского языка. Во всех школах города и района прошли открытые уроки чтения и русского языка: их провели двести пятьдесят четыре педагога, участвовали около семи тысяч школьников; проведены школьные библиотечные выставки, посвященные Году русского языка, Дню славянской письменности и культуры; в Неделе русского языка принял участие каждый ученик начальной школы.
С активным участием и педагогов, и ребят во многих школах прошли открытые уроки и мастер-классы по курсу «Русское речевое общение», открытый интегрированный урок по математике и основам православной культуры в Татариновской средней школе «Сокровище славянской цифири».
Первый районный конкурс знатоков русского языка для пятых-седьмых классов собрал более восьмидесяти человек. Устный журнал «Язык – к знанию ключ» стал красивым, познавательным праздником для старшеклассников городских школ. Все прекрасно представили свои программы, но строгое компетентное жюри признали лучшими и с художественной, и с идейно-содержательной стороны выступления старшеклассников средних школ №№ 8, 5, 4.
Обсуждение проблемы «Язык и общество» прошло в рамках районного конкурса «Юный журналист», конкурса исследовательских работ учащихся в номинации «Лингвистика. Русский язык».
В рамках Года русского языка проведен районный конкурс поэтических произведений учащихся, посвященный 500-летию упоминания починка Ступинского «Край родной, навек любимый».
Прошли конкурсы и для педагогов: районный конкурс электронного урока русского языка, районный смотр-конкурс на лучший кабинет русского языка.
Наш район был достойно представлен на областном конкурсе сочинений, посвященном Дню Славянской письменности и культуры. Ученица 10 класса Ивановской средней школы А. Деба стала победителем этого конкурса, А. Самсонова, учащаяся лицея № 1, стала призером областного конкурса знатоков русского языка для старшеклассников.
Количество участников всех больших интересных дел, посвященных родному русскому языку, невозможно посчитать. И младший школьник, и старшеклассник еще и еще раз соприкоснулся с красотой русского слова, с величием и силой русского языка - с родником живой благодати.

Конкурсное движение

С целью развития творческих способностей учащихся, повышения качества преподаваемых предметов, а также организации взаимодействия между образовательными учреждениями ежегодно проводятся олимпиады по предметам, изучаемым в школах. В предметных олимпиадах принимают участие как ребята старших классов, так и младшие школьники. Каждый год около полутора тысяч учащихся почти из всех школ района показывают свои знания почти по двадцати предметам.
По результатам предметных олимпиад районного тура среди школ вот уже на протяжении нескольких лет лидерами являются средняя школа № 5, лицей № 2, средние школы № 1 и № 8.
Среди призеров олимпиад областного тура есть и наши ученики: за последние десять лет около сорока школьников принесли славу Ступинскому району.
Наши школьники - участники очень многих Всероссийских, областных, районных конкурсов. Каждый год около семи тысяч ребят практически из всех школ нашего района покоряют пьедесталы этих форумов. Один из самых престижных – Всероссийский конкурс «Экономический рост России», в котором и на российском, и на областном этапах наши учащиеся завоевывают победы.
Большой интерес проявляют наши старшеклассники к областному конкурсу исследовательских работ по праву «Права человека глазами ребенка», проводимому под эгидой представительства Президента РФ по правам человека в Московской области. Работы всех наших участников получают высокую оценку членов областного жюри.
Широкую популярность у наших школьников завоевали Международные конкурсы – игры по русскому языку «Русский Медвежонок», по математике «Кенгуру». В каждом из них принимают участие почти по две с половиной тысячи человек. География призеров и победителей этих конкурсов широкая: отличные и хорошие знания показывают ученики и городских, и сельских школ. Насколько высок интерес к культуре других стран у наших ребят и их родителей говорит рост количества участников Международной игры-конкурса по истории «Золотое руно»: за последние четыре года количество участников увеличилось со ста двадцати до тысячи двухсот сорока пяти человек. Среди них есть победители областного и российского уровней.
Не менее любимыми остаются у наших ребят традиционные районные конкурсы. Три года проводится районный конкурс «Юный журналист», первенство в котором постоянно держат юные творцы из средней школы № 5. Экспертиза творческих работ проходит в два этапа: сначала материалы участников рассматривает творческая группа учителей русского языка и литературы, а далее ценность и значимость работ определяют специалисты редакции газеты «Ступинская панорама». Растет художественная сторона работ, расширяется спектр жанров журналистики.
В течение пяти лет ежегодно победители районного конкурса «Моя будущая профессия» завоевывали победы в областном конкурсе, посвященном Празднику труда в Московской области. В настоящее время этот конкурс получил статус районного.
В марте 2008 года прошел конкурс, посвященный 70–летию родного города Ступино.
Самый многочисленный районный конкурс «Великая Победа». Он проводится накануне праздника Победы. Практически нет ни одной школы, из которой бы не было участников. Их работы – яркий эмоциональный отклик на трагические события в судьбе нашего Отечества: это был поистине великий подвиг великого народа, готового ценой собственной жизни отстоять свободу и независимость Родины.
На высоком уровне всегда проходит районный конкурс исследовательских работ учащихся. Этот конкурс зародился у нас в районе четыре года тому назад по инициативе методической службы управления образования. Была неуверенность, были сомнения, но было и огромное желание дать простор ученикам при поддержке учителей поучаствовать в исследовательской деятельности, привлечь внимание общественности к поддержке одаренных детей. Девиз конкурса «Приумножится талантами ступинская земля». В каждом конкурсе более двухсот пятидесяти учащихся представляют свою точку зрения на решение того или иного вопроса по двадцати номинациям.
У конкурса есть друзья, кто постоянно поддерживает в нашем районе конкурсное движение, помогает выдвигать талантливую молодежь. Это ООО «Марс», ООО «Кампина», ОАО «Каравай», ООО Агентство Новой жизни, МГГУ им. М. Шолохова, ООО «Скавиа», ОАО «Комсет», районная газета «Ступинская панорама» и многие другие.
Ежегодно одна из школ в конкурсе исследовательских работ по совокупности количества призовых мест, охвату номинаций и участников получает звание «Интеллектуальный лидер». Таковыми становились средние школы № 5, № 1, № 8.
Ни один конкурс не обходится без призов и подарков. Самая престижная награда - именная премия Губернатора Московской области Б.В. Громова. За период с 2001 по 2007 годы тридцать два школьника Ступинского района удостоены этой почетной награды.
В 2008 году торжественная церемония награждения учащихся именной премией Губернатора Московской области состоялась в Ступинском муниципальном районе в большом зале Дворца культуры. Наградой были отмечены десять наших ребят за победы в областных предметных олимпиадах, престижных спортивных соревнованиях, музыкальных конкурсах, конкурсах прикладного творчества.

07.12.2018