Отделом социально-психологических исследований в рамках мониторинга опрошено 697 семей, в которых проживает 2708 человек. Это обеспечивает репрезентативность выборки и отвечает требованиям отбора единиц обследования для социологического исследования. В выборочную совокупность были включены 462 семьи Ступинского городского поселения, 235 семей сельских поселений, представляющих муниципальный район по демографическому, экономическому, социальному и другим признакам.
Социологический опрос населения проводился по следующим направлениям:
Итоги мониторинга за 2007 г. позволяют сделать следующие общие выводы:
В целом социальное самочувствие населения района удовлетворительное. Интегральный коэффициент социального самочувствия жителей Ступинского муниципального района стабильно находится в области положительных значений и составляет величину +13,64 процентов. |
В 2007 году, как и в 2006 году, на первое место по значимости для жителей района с большим отрывом от остальных вновь вышла проблема инфляции и роста цен, 56% респондентов отметили ее как самую значимую. |
В 2007 году наиболее низко оцениваются: жилищно-коммунальное хозяйство - минус 23%. Это самая низкая оценка из всех составляющих опроса. (Однако по сравнению с 2006 годом оценка их деятельности повысилась на 5%.) И места отдыха и досуга для населения - минус 19%. (По сравнению с 2006 годом их оценка повысилась на 4%.) |
По сравнению с 2006 годом повысился рейтинг Президента РФ, сейчас 70% опрошенных положительно оценивают его деятельность. Рейтинг областных и местных органов власти остается достаточно высоким. |
В 2007 году материальное положение жителей района практически не изменилось. Почти 10% семей имеют доходы на одного члена семьи ниже прожиточного минимума. |
В 2007 году на 0,2 снилось разделение населения по уровню доходов на “бедных” и “богатых”, сейчас разрыв между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан составляет 9,8 кратный размер. |
В ходе социологического опроса были определены общие оценочные характеристики основных социальных условий жизни населения. Для сравнения этих условий был использован Коэффициент социальной комфортности/ущемленности, (К ск), значения которого колеблются от +100% (максимальная социальная комфортность людей) до –100% (максимальная социальная ущемленность). В таблице 1 приведена динамика оценок и величины коэффициента К ск по данной проблематике. (В таблицах все данные приведены в процентах)
Таблица 1
Социальное самочувствие населения
Устраивают ли Вас? |
2007 г.
|
2006 г.
|
2005 г.
|
2004 г. |
||||
%
|
К ск
|
%
|
К ск
|
%
|
К ск
|
% | К ск | |
Жилищные условия |
|
+10 | 53 42 |
+11 | 56 44 |
+12 | 56 39 |
+17 |
Отношения в семье Да Нет |
77 18 |
+59 | 74 17 |
+57 | 75 18 |
+57 |
74 16 |
+58 |
Ваша работа Да Нет |
63 25 |
+38 | 64 25 |
+39 | 64 22 |
+42 | 57 24 |
+33 |
Материальное положение Да Нет |
37 57 |
-20 | 34 54 |
-20 | 32 55 |
-23 | 30 56 |
-26 |
Состояние Вашего здоровья Да Нет |
50 39 |
+11 | 49 40 |
+9 | 51 44 |
+7 | 49 43 |
+6 |
Проведение досуга Да Нет |
51 44 |
+7 | 49 47 |
+2 | 49 46 |
+3 | 41 42 |
-1 |
Обеспечение личной безопасности Да Нет |
49 40 |
+9 | 51 41 |
+10 | 50 43 |
+7 |
46 43 |
+3 |
Индекс социального самочувствия (интегральный показатель) |
+13,64
|
+12,57
|
+12,18
|
+11,98 |
Индекс социального самочувствия жителей нашего района по сравнению с 2006 годом повысился (на 1,07%) и составил величину +13,64 процента. По сравнению с 2006 годом:
1. Повысились такие показатели социального самочувствия как:
- проведение досуга – на 5%;
- отношения в семье – на 2%;
- состояние здоровья – на 2%.
Остальные показатели социального самочувствия остались практически на уровне 2-х процентной статистической погрешности 2006 года.
Характерное настроение населения (в %)
2007 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2004 г. | |
Уверенность в будущем | 24 | 20 | 21 | 17 |
Надежда на стабилизацию обстановки | 37 | 35 | 34 | 36 |
Неуверенность в завтрашнем дне | 20 | 23 | 24 | 29 |
Напряженность, раздражение | 8 | 8 | 11 | 11 |
Ощущение безысходности | 3 | 4 | 4 | 5 |
В 2007 году, по сравнению с 2006 годом, на 6 % (с 55% до 61%) увеличилось общее количество респондентов, испытывающих позитивные настроения. Количество респондентов, испытывающих пессимистические настроения снизилось на 4% и составило 31%.
Такое настроение респондентов сказалось и на оценках социальной обстановки в районе.
Таблица 3.
Социальная обстановка
Обстановка: |
2007 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2004 г. |
Нормальная | 50 | 45 | 45 | 46 |
Есть очаги социальной напряженности | 33 | 32 | 36 | 34 |
Крайне напряженная | 3 | 5 | 6 | 9 |
В 2007 году 50% респондентов оценили социальную обстановку как нормальную, это на 5% выше, чем в 2006 году. 3% считают социальную обстановку как крайне напряженную, это на 2% ниже, чем в 2006 году.
Таблица 4.
Криминогенная обстановка
Обстановка: |
2007 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2004 г. |
Нормальная | 43 | 41 | 39 | 42 |
Есть очаги социальной напряженности | 32 | 33 | 36 | 34 |
Крайне напряженная | 4 | 5 | 3 | 4 |
В 2007 году 43% оценили криминогенную обстановку в районе как нормальную, это на 2% больше, чем в 2006 году. По сравнению с 2006 годом на 1% уменьшилось количество респондентов (с33% до 32%), указавших на отдельные очаги криминогенной напряженности. 4% считают ее крайне напряженной, это на 1% выше, чем в 2006 году.
Проблемы, представляющие для населения повышенный интерес
При проведении исследования респондентам задавался вопрос: "Какие из перечисленных проблем Вы считаете наиболее актуальными в городе, поселке, селе в настоящее время?" Субъективное видение респондентами приоритетной проблематики представляется следующим:
Таблица 5
2007 г.
|
2006 г.
|
2005 г.
|
2004 г. |
|||||
Проблемы |
%
|
Рейтинг
|
%
|
Рейтинг
|
%
|
Рейтинг
|
% | Рейтинг |
Инфляция, рост цен | 56 | 1 | 35 | 1 |
38
|
1
|
44 | 1 |
Социальная защита малообеспеченных | 33 | 2 | 30 | 4 |
29
|
4
|
28 | 6 |
Строительство жилья | 32 | 3 | 33 | 2 |
36
|
2
|
30 | 3 |
Проблемы ЖКХ | 31 | 4 | 28 | 6 |
27
|
5
|
28 | 7 |
Проблема молодежи | 30 | 5 | 31 | 3 |
30
|
3
|
34 | 2 |
Наведение порядка и дисциплины | 26 | 6 | 24 | 7 |
24
|
8
|
23 | 9 |
Организация мест отдыха и досуга | 24 | 7 | 29 | 5 |
23
|
9
|
27 | 8 |
Экологическая безопасность | 23 | 8 | 19 | 9 |
26
|
7
|
28 | 5 |
Развитие культуры, здравоохр., образования | 21 | 9 | 23 | 8 |
27
|
6
|
21 | 10 |
Борьба с преступностью | 17 | 10 | 14 | 12 |
18
|
11
|
18 | 11 |
Благоустройство дворов | 16 | 11 | 19 | 10 |
18
|
10
|
29 | 4 |
Подъем промышленности и с/х | 14 | 12 | 17 | 11 |
18
|
12
|
15 | 12 |
В 2007 году приоритет проблем для населения Ступинского муниципального района несколько изменился.
На первом месте по значимости для жителей района с большим отрывом от остальных вышла проблема инфляции и роста цен, 56% респондентов отметили ее как самую значимую.
Второй по значимости, для жителей района вновь встала проблема социальной защиты малообеспеченного населения, об этом высказались 33% респондентов.
В тройке наиболее значимых проблем, по мнению 32% опрошенных остается проблема строительства доступного жилья, особенно для молодежи.
По-прежнему значимой почти для трети респондентов остается проблема ЖКХ и проблема молодежи, сейчас эти проблемы занимают 4 и 5 места наиболее приоритетных проблем населения.
В 2007 году несколько увеличилась значимость проблемы наведения порядка и дисциплины во всех сферах. Сейчас 26% респондентов отметили ее как значимую, это на 2% больше чем в 2006 году.
На 4% по сравнению с 2006 годом значимость проблемы экологической безопасности. В 2007 году 23% респондентов отметили ее как значимую.
В 2007 году на 5% снизилось количество респондентов, указавших на проблему организация мест отдыха и досуга, однако по-прежнему 24% респондентов считают ее актуальной для нашего района.
Остальные проблемы остались практически на уровне 2006 года.
Оценка населением социально-экономической инфраструктуры района
В таблице 6 приведены оценки населением работы учреждений и предприятий Ступинского района. Для сравнения использован Коэффициент соотношения положительных и отрицательных оценок (Кс).
Таблица 6
2007 г.
|
2006 г.
|
2005 г.
|
2004 г. | |||||
%
|
Кс
|
%
|
Кс
|
%
|
Кс
|
% | Кс | |
УВД |
44 42 |
+2 | 44 39 |
+4 |
43 40 |
+3
|
43 41 |
+2 |
Школа Удовлетворительно не удовлетворительно |
57 24 |
+33 | 54 24 |
+30 |
55 24 |
+31
|
54 22 |
+32 |
Дошкольные учреждения Удовлетворительно не удовлетворительно |
61 20 |
+41 | 62 19 |
+43 |
65 21 |
+44
|
62 20 |
+42 |
Здравоохранение Удовлетворительно не удовлетворительно |
47 43 |
+4 | 48 44 |
+4 |
45 41 |
+4
|
47 43 |
+3 |
Бытовое обслуживание Удовлетворительно не удовлетворительно |
43 41 |
+2 | 42 40 |
+2 |
40 43 |
-3
|
38 44 |
-6 |
Транспорт (пассажирский) Удовлетворительно не удовлетворительно |
55 32 |
+13 | 48 39 |
+9 |
50 43 |
+7
|
51 42 |
+9 |
Дорожная служба (город) Удовлетворительно не удовлетворительно |
42 43 |
-1 | 49 46 |
+3 |
51 41 |
+10
|
46 40 |
+6 |
Дорожная служба (район) удовлетворительно не удовлетворительно |
53 26 |
+27 | 56 30 |
+26 |
56 27 |
+29
|
56 30 |
+26 |
Магазины Райпотребсоюза |
61 19 |
+42 | 60 21 |
+39 |
69 26 |
+43
|
64 27 |
+37 |
Частные магазины |
54 26 |
+28 | 56 23 |
+33 |
69 28 |
+41
|
68 26 |
+42 |
Рынки |
56 29 |
+27 | 58 27 |
+31 |
62 22 |
+40
|
67 25 |
+42 |
Связь (телефон) |
66 29 |
+37 | 65 29 |
+36 |
64 31 |
+33
|
58 25 |
+33 |
Клубы, ДК |
50 33 |
+17 | 48 33 |
+15 |
48 35 |
+13
|
45 38 |
+7 |
Места массового отдыха |
37 56 |
-19 | 30 53 |
-23 |
32 60 |
-28
|
24 54 |
-30 |
Спорт |
48 27 |
+21 | 47 27 |
+20 |
47 25 |
+25
|
43 33 |
+10 |
ПТО ГХ (ЖКХ) |
31 54 |
-23 | 28 56 |
-28 |
25 51 |
-26
|
29 53 |
-24 |
Общее благоустройство |
61 29 |
+32 | 51 32 |
+19 |
50 38 |
+12
|
46 40 |
+6 |
Благоустройство дворов Удовлетворительно не удовлетворительно |
43 45 |
-2 | 46 50 |
-4 |
46 52 |
-6
|
40 56 |
-16 |
Районная газета Удовлетворительно не удовлетворительно |
54 25 |
+29 | 43 19 |
+24 |
43 21 |
+22
|
35 14 |
+21 |
Ступинское радиовещание |
33 28 |
+5 | 28 26 |
+2 |
22 21 |
+1
|
27 21 |
+6 |
ТВ “Комсет” |
56 27 |
+29 | 56 28 |
+28 |
44 20 |
+24
|
48 24 |
+24 |
Опрос показал, что, по мнению населения в 2007 году наиболее низко оцениваются:
- Жилищно-коммунальное хозяйство - минус 23%. Это самая низкая оценка из всех составляющих опроса. (Однако по сравнению с 2006 годом оценка их деятельности повысилась на 5%.)
- Места отдыха и досуга для населения - минус 19%. (по сравнению с 2006 годом их оценка повысилась на 4%.)
В 2007 году по сравнению с 2006 годом, по мнению населения района:
1) Повысились оценки деятельности:
- Общее благоустройство - на 13%!;
- Районная газета – на 5%;
- Пассажирское автохозяйство – на 4%;
- Школы – на 3%;
- Магазины Райпотребсоюза – на 3%;
- Ступинское радиовещание на – 3%.
2) Снизились оценки деятельности:
- Частные магазины – на 5%;
- Дорожная служба города на – 4%;
- Ринки – на 4%.
Оценки остальных составляющих остались практически на уровне 2006 года (на уровне 2-х процентной статистической погрешности).
Оценка деятельности органов власти
Оценка деятельности различных органов власти приведена в таблице 8. Для сравнения оценок использован Коэффициент повышения/понижения рейтинга (Кп), т.е. соотношения положительных и отрицательных оценок.
Таблица 7.
2007 г.
|
2006 г.
|
2005 г.
|
2004 г. |
|||||
%
|
Кп
|
%
|
Кп
|
%
|
Кп
|
% | Кп | |
Президент РФ |
70 26 |
+44 | 58 22 |
+36 |
|
+33
|
58 29 |
+29 |
Правительство РФ Положительно Отрицательно |
41 32 |
+9 | 26 35 |
-9 |
28 47 |
-19
|
34 45 |
-11 |
Государственная Дума Положительно Отрицательно |
33 51 |
-18 | 25 49 |
-24 |
16 50 |
-34
|
17 64 |
-47 |
Губернатор Московской обл. Положительно Отрицательно |
59 27 |
+32 | 59 26 |
+33 |
63 26 |
+37
|
59 23 |
+36 |
Областная Дума Положительно Отрицательно |
37 29 |
-2 | 35 36 |
-1 |
41 40 |
+1
|
31 30 |
+1 |
Глава Ступинского района Положительно Отрицательно |
58 27 |
+31 | 58 26 |
+32 |
59 25 |
+34
|
58 23 |
+35 |
Совет депутатов района Положительно Отрицательно |
33 29 |
+4 | 30 28 |
+2 |
30 29 |
+1
|
27 27 |
0 |
Главы поселений Положительно Отрицательно |
38 29 |
+9 | 33 31 |
+2 |
40 30 |
+10
|
42 25 |
+17 |
Директора предприятий Положительно Отрицательно |
43 20 |
+23 | 46 25 |
+21 |
50 25 |
+25
|
47 24 |
+23 |
Результаты опроса показали, что в 2007 году рейтинг Президента РФ повысился на 8%, сейчас 70% опрошенных положительно оценивают его деятельность, и 26% - отрицательно.
В 2007 году значительно повысился рейтинг Правительства РФ, сейчас 41% положительно оценивают его деятельность, а 32% - отрицательно, это на 18% выше, чем в 2006 году. Повышению рейтинга способствовало, в первую очередь, реальное выполнение заявленных президентских программ.
По-прежнему самый низкий рейтинг у Государственной Думы. 33% респондентов положительно оценили ее деятельность, 51% - отрицательно. Хотя рейтинг Госдумы остается отрицательным, оценки в 2007 году на 6% выше, чем в 2006 году.
Рейтинг Губернатора Московской области остается достаточно высоким - сейчас 59% жителей района положительно оценивают его деятельность и 27% - отрицательно.
Практически одинаково оценивается деятельность Областной Думы, 37% респондентов дали положительную оценку, 39% - отрицательную.
Рейтинг Главы Ступинского муниципального района в 2007 году остается достаточно высоким, 58% опрошенных положительно оценили его деятельность, 27% - отрицательно.
Несколько повысились оценки Совета депутатов Ступинского муниципального района, в 2007 году 33% опрошенных положительно оценивают его деятельность, это на 3% выше, чем в 2006 году.
Повысился рейтинг глав сельских и городских поселений. Сейчас 38% респондентов положительно оценивают их деятельность и 29% - отрицательно. Это на 7% выше, чем в 2006 году.
В 2007 году оценки деятельности руководителей предприятий и учреждений практически не изменились, 43% опрошенных положительно оценили их деятельность, 20% - отрицательно.
Оценка отношений между администрацией и жителями района.
Таблица 8
Характер отношений |
2007 г.
|
2006 г.
|
2005 г.
|
2004 г. |
Отношения хорошие, население поддерживает деятельность администрации | 17 | 17 | 25 | 24 |
Отношения удовлетворительные, население лояльно относится к деятельности администрации | 43 | 39 | 40 | 44 |
Отношения сложные, решения администрации не соответствуют интересам жителей | 22 | 23 | 13 | 14 |
Отношения плохие, администрация в целом решает свои проблемы | 9 | 11 | 10 | 8 |
В 2007 году по сравнению с 2006 годом количество респондентов, позитивно оценивающих отношения между населением и администрацией повысилось на 4% и составило 60%. 31% респондентов, негативно оценивают эти отношения, это на 3% ниже, чем в 2006 году.
Общая оценка удовлетворенности населения деятельностью органов исполнительной власти Ступинского муниципального района приведена в таблице 9. Для сравнения использован Индекс удовлетворенности (Иу) (отношения суммы позитивных оценок - полностью удовлетворяет и скорее удовлетворяет - к сумме негативных оценок - скорее не удовлетворяет и полностью не удовлетворяет)
Удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти
Таблица 9
Оценка удовлетворенности
|
4 квартал 2007г.
|
3 квартал 2007г.
|
||
%
|
Ку
|
%
|
Ку
|
|
Деятельность администрации района полностью удовлетворяет скорее удовлетворяет скорее не удовлетворяет полностью не удовлетворяет |
12 40 25 7 |
1,63 | 11 45 24 8 |
1,75 |
Информационная открытость администрации полностью удовлетворяет скорее удовлетворяет скорее не удовлетворяет полностью не удовлетворяет |
7 29 28 17 |
0,80 | 6 27 26 14 |
0,83 |
Криминогенная обстановка в районе полностью удовлетворяет скорее удовлетворяет скорее не удовлетворяет полностью не удовлетворяет |
14 29 26 8 |
1,26 | 7 33 22 14 |
1,11 |
Качество медицинской помощи полностью удовлетворяет скорее удовлетворяет скорее не удовлетворяет полностью не удовлетворяет |
4 37 33 8 |
1,0 | 4 42 38 7 |
1,02 |
Качество общего образования полностью удовлетворяет скорее удовлетворяет скорее не удовлетворяет полностью не удовлетворяет |
12 43 17 7 |
2,29 | 18 47 20 10 |
2,17 |
Индекс удовлетворенности | 1,65 | 1,65 |
Результаты опроса показали, что в 4 квартале 2007 года по сравнению с предыдущим опросом средний индекс удовлетворенности населения деятельностью органов исполнительной власти Ступинского муниципального района не изменился и составил 1,65. В 4 квартале 2007 года:
1) повысились оценки удовлетворенности населения:
- криминогенной обстановкой – на 0,15;
- качеством общего образования – на 0,12;
- качеством подростково - молодежных мероприятий – на 0,05.
2) снизились оценки удовлетворенности населения:
- деятельностью администрации района – на 0,12;
- качеством культурно - досуговых мероприятий – на 0,08;
- качеством спортивных мероприятий – на 0,05;
- информационной открытостью администрации – на 0,03;
- качеством медицинской помощи – на 0,02.
Уровень жизни и материальное положение семей
Структура семей по численности ее членов в проведенном исследовании выглядит следующим образом: семьи, состоящие из 1-го человека - 14%, из 2-х человек - 24%, из 3-х человек - 31%, из 4-х человек - 22%, из 5-ти человек и более - 9%. В выборке представлен весь спектр типов и особенностей семей, соответствующий генеральной совокупности жителей района. Отклонение от статистических данных не превышает 5%.
Материальное положение семей с различным уровнем доходов представлено в таблице 10.
Размер дохода в месяц на одного члена семьи ( в %)
Таблица 10
Размер дохода: |
2007 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2004 г. |
от 1001 до3000 руб. | 7 | 13 | 15 | 23 |
от 3001 до 5000 руб. | 15 | 23 | 30 | 32 |
от 5001 до 7000 руб. | 28 | 27 | 29 | 21 |
от 7001 до 10000 руб. | 27 | 19 | 15 | 14 |
Свыше 10000 руб. | 23 | 17 | 11 | 9,6 |
Таблица 11
Население с доходом ниже прожиточного минимума
Год наблюдения |
2007 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2004 г. |
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума (в%) |
10 | 12 | 15 | 24 |
В 2007 году по сравнению с 2006 годом на 2% снизилось число жителей района, имеющих доход в месяц на одного члена семьи ниже прожиточного минимума. Если в 2006 году 12% населения имели такой доход, то в 2007 году – 10%.
Таблица 12
Средний доход семьи в рублях
Размер дохода: |
2007 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2004г. |
Средний доход семьи (в руб.) |
26732 | 21039 | 18803 | 13008 |
Доход на одного члена семьи(в руб.) | 9042 | 7118 | 6116 | 4647 |
В 2007 году по сравнению с 2006 годом средний доход семьи в Ступинском муниципальном районе увеличился на 21%.
Таблица 13
Оценка материального положения семьи
Материального положения семьи |
2007 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2004 г. |
“Живем от зарплаты до зарплаты, постоянно занимаем деньги” | 11 | 10 | 10 | 13 |
“Хватает только на повседневные расходы, покупка даже недорогой одежды для нас проблематична” | 26 | 25 | 28 | 30 |
“В основном денег хватает, но для товаров длительного пользования их недостаточно” | 47 | 46 | 42 | 38 |
“Мы можем практически ни в чем себе не отказывать” | 16 | 19 | 20 | 19 |
Результаты исследования в 2007 году показали, что материальное положение населения по сравнению с 2006 годом несколько снизилось. Если в первой половине 2007 года наметилось значительное улучшение материального положения (72% респондентов в той или иной мере были удовлетворены своим материальным положением), то в конце года из-за инфляция этот процент снизился на 9%. Сейчас только 63% респондентов в какой-то мере удовлетворены своим материальным положением. Это на 2% меньше, чем в 2006 году.
Таблица 14
Структура расходов семьи (в %)
Затраты на: | 2007 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2004 г. |
Продовольственные товары | 35 | 35 | 37 | 43 |
Промышленные товары | 16 | 19 | 17 | 18 |
Коммунальные услуги | 15 | 16 | 17 | 16 |
Транспорт | 7 | 6 | 6 | 5 |
Обучение детей | 5 | 4 | 5 | 6 |
Медицинские расходы | 6 | 4 | 5 | 4 |
Отдых и досуг | 7 | 8 | 7 | 5 |
Прочие расходы | 9 | 8 | 6 | 3 |
В 2007 году несколько изменилось процентное соотношение структуры расходов семьи. По-прежнему большая часть расходов семьи, а именно - 35%, как и в 2006 году приходится на продукты питания. На 3% снизились расходы на непродовольственные товары. На 2% увеличились медицинские расходы.
Средняя структура расходов семьи в абсолютных цифрах выглядит следующим образом (данные приведены в рублях):
Таблица 15
Средняя структура расходов семьи в абсолютных цифрах ( в руб.)
Расходы семьи на: | 2007 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2004 г. |
Продовольственные товары | 9219 | 7051 | 6370 | 5712 |
Непродовольственные товары | 4208 | 3786 | 2950 | 2458 |
Коммунальные услуги | 3978 | 3199 | 2901 | 2171 |
Транспорт | 1883 | 1214 | 1068 | 665 |
Обучение детей | 1329 | 846 | 901 | 723 |
Медицинские расходы | 1762 | 891 | 883 | 649 |
Отдых и досуг | 1882 | 1615 | 1254 | 1064 |
Прочие расходы | 2384 | 1586 | 1123 | 252 |
Средний расход | 26645 | 20188 | 17450 | 13294 |
Средннй доход семьи: | 26732 | 21539 | 18803 | 13118 |
Индекс соотношения доходов и расходов | 1,0 | 1,07 | 1,08 | 0,99 |
В 2007 году по сравнению с 2006 годом, расходы в рублевом выражении в среднем увеличились на 24%. По сравнению с 2006 годом увеличились расходы:
- на медицинские услуги и лекарства – на 97%;
- на обучение и воспитание детей – на 57%;
- на транспорт - на 55%;
- на прочие расходы (бензин, ремонт, аренда, кредит, др. расходы) – на 50%;
- на продукты питания - на 31%;
- на коммунальные услуги - на 24%;
- на досуг и отдых - на 16%;
- на непродовольственные товары - на 11%.
В 2007 году индекс соотношения доходов и расходов составил 1,0. Инфляция, случившаяся во второй половине 2007 года, практически сравняла расходы и доходы населения. Последний раз такое явление наблюдалось в 2004 году.