Отделом социально-психологических исследований в рамках мониторинга опрошено 720 семей, в которых проживает 2796 человек. Это обеспечивает репрезентативность выборки и отвечает требованиям отбора единиц обследования для социологического исследования. В выборочную совокупность были включены 501 семья Ступинского городского поселения, 219 семей сельских поселений, представляющих муниципальный район по демографическому, экономическому, социальному и другим признакам.
Социологический опрос населения проводился по следующим направлениям:
Итоги мониторинга за 2009 год позволяют сделать следующие общие выводы:
В ходе социологического опроса были определены общие оценочные характеристики основных социальных условий жизни населения. Для сравнения этих условий был использован Коэффициент социальной комфортности/ущемленности, (К ск), значения которого колеблются от +100% (максимальная социальная комфортность людей) до –100% (максимальная социальная ущемленность). В таблице 1 приведена динамика оценок и величины коэффициента К ск по данной проблематике. (В таблицах все данные приведены в процентах).
Социальное самочувствие населения
Таблица 1
|
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
||||
% |
К ск |
% |
К ск |
% |
К ск |
% |
К ск |
|
Жилищные условия |
52 |
+17 |
52 |
+13 |
52 |
+10 |
53 |
+11 |
Отношения в семье |
72 |
+55 |
75 |
+58 |
77 |
+59 |
74 |
+57 |
Ваша работа |
49 |
+22 |
56 |
+31 |
63 |
+38 |
64 |
+39 |
Материальное положение |
34 |
-22 |
34 |
-25 |
37 |
-20 |
34 |
-20 |
Состояние Вашего здоровья |
49 |
+12 |
51 |
+11 |
50 |
+11 |
49 |
+9 |
Проведение досуга |
44 |
+15 |
46 |
+9 |
51 |
+7 |
49 |
+2 |
Обеспечение личной безопасности Да |
42 |
+9 |
44 |
+10 |
49 |
+9 |
51 |
+10 |
Индекс социального самочувствия (интегральный показатель) |
13,50 |
+13,38 |
+13,64 |
+12,57 |
Индекс социального самочувствия жителей нашего района по сравнению с 2008 годом повысился на 0,12% и составил величину +13,50 процента. По сравнению с 2008 годом:
1. Повысились такие показатели социального самочувствия как:
- Жилищные условия на 2%;
- Проведение досуга – на 6%.
2. Снизились такие показатели социального самочувствия как:
- Ваша работа – на 9%.
Остальные показатели социального самочувствия остались практически на уровне 2-х процентной статистической погрешности 2008 года.
Характерное настроение населения (в %)
Таблица 2.
Характерное настроение |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
Уверенность в будущем |
23 |
21 |
24 |
20 |
Надежда на стабилизацию обстановки |
37 |
36 |
37 |
35 |
Неуверенность в завтрашнем дне |
22 |
27 |
20 |
23 |
Напряженность, раздражение |
9 |
9 |
8 |
8 |
Ощущение безысходности |
4 |
3 |
3 |
4 |
В 2009 году, по сравнению с 2008 годом, общее количество респондентов, испытывающих позитивные настроения, увеличилось на 3% и составило 60%. Количество респондентов, испытывающих пессимистические настроения снизилось на 4% и составило 35%.
Такое настроение респондентов сказалось и на оценках социальной обстановки в районе.
Таблица 3.
Социальная обстановка
Обстановка: |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
Нормальная |
45 |
49 |
50 |
45 |
Есть очаги социальной напряженности |
31 |
34 |
33 |
32 |
Крайне напряженная |
5 |
4 |
3 |
5 |
В 2009 году 45% респондентов оценили социальную обстановку как нормальную, это на 4% ниже чем в 2008 году. 5% считают социальную обстановку как крайне напряженную, это на 1% выше чем в 2008 году.
Таблица 4.
Криминогенная обстановка
Обстановка: |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
Нормальная |
46 |
46 |
43 |
41 |
Есть очаги криминогенной напряженности |
35 |
30 |
32 |
33 |
Крайне напряженная |
4 |
3 |
4 |
5 |
В 2009 году 46% оценили криминогенную обстановку в районе как нормальную, это на уровне 2008 года. По сравнению с 2008 годом на 5% увеличилось количество респондентов (с 30% до 35%), указавших на отдельные очаги криминогенной напряженности. 4% считают ее крайне напряженной, это на 1% больше чем в 2008 году.
Проблемы, представляющие для населения повышенный интерес
При проведении исследования респондентам задавался вопрос: "Какие из перечисленных проблем Вы считаете наиболее актуальными в городе, (поселке, селе) в настоящее время?" Субъективное видение респондентами приоритетной проблематики представляется следующим:
Таблица 5.
Проблемы |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
||||
% |
Рейтинг |
% |
Рейтинг |
% |
Рейтинг |
% |
Рейтинг |
|
|
49 |
1 |
55 |
1 |
56 |
1 |
35 |
1 |
|
33 |
2 |
36 |
2 |
33 |
2 |
30 |
4 |
|
27 |
3 |
20 |
9 |
16 |
11 |
19 |
10 |
4. Строительство жилья |
25 |
4-5 |
28 |
5 |
32 |
3 |
33 |
2 |
5. Организация мест отдыха и досуга |
25 |
4-5 |
27 |
6 |
24 |
7 |
29 |
5 |
6. Проблема ЖКХ |
24 |
6 |
30 |
3 |
31 |
4 |
28 |
6 |
7. Наведение порядка и дисциплины |
23 |
7 |
22 |
8 |
26 |
6 |
24 |
7 |
8. Проблема молодежи |
22 |
8 |
29 |
4 |
30 |
5 |
31 |
3 |
9. Вероятность сокращения (увольнения) на предприятии |
20 |
9 |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
10. Экологическая безопасность |
19 |
11 |
26 |
7 |
23 |
8 |
19 |
9 |
11. Увеличение мигрантов из стран бывшего СССР |
17 |
10 |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
12. Борьба с преступностью |
16 |
12-13 |
16 |
12 |
17 |
10 |
14 |
12 |
13. Развитие культуры, здравоохранения, образования |
16 |
12-13 |
19 |
10 |
21 |
9 |
23 |
8 |
14. Подъем промышленности и с/х |
15 |
14 |
17 |
11 |
14 |
12 |
17 |
11 |
* - до 2009 года эти показатели не исследовались.
В 2009 году приоритет проблем для населения Ступинского муниципального района несколько изменился.
На первом месте по значимости для жителей района с большим отрывом от остальных по-прежнему остается проблема инфляции и роста цен, 49% респондентов отметили ее как самую значимую.
Второй по значимости, для жителей района вновь стала проблема социальной защиты малообеспеченного населения, об этом высказались 33% респондентов.
В тройку наиболее значимых проблем, по мнению 27% опрошенных, вошла проблема благоустройства дворов.
По-прежнему значимыми для четверти респондентов остаются проблемы строительства жилья и организации мест отдыха и досуга – сейчас 25% отметили их как самые значимые.
На 7% по сравнению с 2008 годом снизилась значимость проблемы молодежи и экологической безопасности.
На 6% по сравнению с 2008 годом снизилась значимость проблемы ЖКХ, сейчас 24% отметили ее как значимую, тогда как в 2008г – 30%.
Почти каждый пятый отметил как значимую проблему вероятности сокращения (увольнения) на предприятии.
Появилась новая проблема - увеличение мигрантов из стран бывшего СССР – сейчас 17% отметили ее как значимую.
Остальные проблемы остались практически на уровне 2008 года.
Оценка населением социально-экономической инфраструктуры района
В таблице 6 приведены оценки населением работы учреждений и предприятий Ступинского района. Для сравнения использован Коэффициент соотношения положительных и отрицательных оценок (Кс).
Таблица 6
Учреждения |
2009г. |
2008г. |
2007. |
2006г. |
||||
% |
Кс |
% |
Кс |
% |
Кс |
% |
Кс |
|
УВД |
47 |
+10 |
43 |
+3 |
44 |
+2 |
44 |
+4 |
Школы |
61 |
+40 |
60 |
+35 |
57 |
+33 |
54 |
+30 |
Дошкольные учреждения |
60 |
+41 |
63 |
+41 |
61 |
+41 |
62 |
+43 |
Здравоохранение |
48 |
+7 |
49 |
+3 |
47 |
+4 |
48 |
+4 |
Бытовое обслуживание |
49 |
+10 |
43 |
+3 |
43 |
+2 |
42 |
+2 |
Транспорт (пассажирский) |
52 |
+20 |
58 |
+15 |
55 |
+13 |
48 |
+9 |
Дорожная служба города |
46 |
+8 |
45 |
+6 |
42 |
-1 |
49 |
+3 |
Дорожная служба района Удовлетворительно |
53 |
+22 |
54 |
+24 |
53 |
+27 |
56 |
+26 |
Магазины Райпотребсоюза |
63 |
+44 |
61 |
+39 |
61 |
+42 |
60 |
+39 |
Частные магазины |
61 |
+37 |
55 |
+27 |
54 |
+28 |
56 |
+33 |
Рынки |
57 |
+30 |
53 |
+20 |
56 |
+27 |
58 |
+31 |
Связь (телефон) |
68 |
+45 |
59 |
+22 |
66 |
+37 |
65 |
+36 |
Учреждения культуры |
54 |
+28 |
49 |
+19 |
50 |
+17 |
48 |
+15 |
Места массового отдыха |
43 |
+9 |
31 |
- 21 |
37 |
-19 |
30 |
-23 |
Спортивные учреждения |
51 |
+25 |
49 |
+23 |
48 |
+21 |
47 |
+20 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
39 |
-2 |
30 |
-26 |
31 |
-23 |
28 |
-28 |
Общее благоустройство |
60 |
+28 |
57 |
+22 |
61 |
+32 |
51 |
+19 |
Благоустройство дворов |
38 |
-6 |
39 |
-6 |
43 |
-2 |
46 |
-4 |
Районная газета |
52 |
+32 |
54 |
+30 |
54 |
+29 |
43 |
+24 |
Ступинское радиовещание |
37 |
+16 |
32 |
+6 |
33 |
+5 |
28 |
+2 |
ОАО “Комсет” |
53 |
+24 |
54 |
+25 |
56 |
+29 |
56 |
+28 |
СРЕДНЯЯ ОЦЕНКА |
+22,28 |
+14,76 |
+16,38 |
+13,19 |
Опрос показал, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом средняя оценка деятельности основных учреждений и организаций района повысилась на 7,52%, и составила +22,24%.
По мнению населения района в 2009 году:
1) Повысились оценки деятельности:
- Места массового отдыха – на 30%;
- Жилищно-коммунальное хозяйство – на 24%;
- Связь (телефон) – на 23%;
- Частные магазины – на 10%;
- Ступинское радиовещание – на 10%.
- Рынки – на 10%;
- Учреждения культуры – на 9%;
- Бытовое обслуживание – на 7%;
- УВД – на 7%.
- Общее благоустройство – на 6%;
- Школы – на 5%;
- Магазины Райпотребсоюза – на 5%;
- Пассажирское автохозяйство – на 5%;
- Здравоохранение – на 4%.
Оценки остальных составляющих остались практически на уровне 2008 года (на уровне 2-х процентной статистической погрешности).
Оценка деятельности органов власти
Оценка деятельности различных органов власти приведена в таблице 8. Для сравнения оценок использован Коэффициент повышения/понижения рейтинга (Кп), т.е. соотношения положительных и отрицательных оценок.
Таблица 8.
Органы власти
|
2009г.
|
2008г.
|
2007г.
|
2006г
|
||||
%
|
Кп
|
%
|
Кп
|
%
|
Кп
|
%
|
Кп
|
|
Президент РФ |
67 |
+51 |
67 |
+46 |
70 |
+44 |
58 |
+36 |
Председатель Правительства |
67 |
+52 |
66 |
+45 |
41 |
+9 |
26 |
-9 |
Государственная Дума РФ |
41 |
+4 |
44 |
+2 |
33 |
-18 |
25 |
-24 |
Губернатор Московской области |
52 |
+28 |
54 |
+24 |
59 |
+32 |
59 |
+33 |
Областная Дума |
38 |
+3 |
40 |
-1 |
37 |
-2 |
35 |
-1 |
Глава Ступинского района |
52 |
+20 |
52 |
+21 |
58 |
+31 |
58 |
+32 |
Совет депутатов района |
38 |
+7 |
40 |
+7 |
33 |
+4 |
30 |
+2 |
Главы поселений |
44 |
+9 |
39 |
+9 |
38 |
+9 |
33 |
+2 |
Директора предприятий |
41 |
+16 |
43 |
+20 |
43 |
+23 |
46 |
+21 |
СРЕДНЯЯ ОЦЕНКА |
+21,1
|
+19,22
|
+14,44
|
+10,11
|
Результаты опроса показали, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом средняя оценка деятельности органов власти всех уровней повысилась на 1,88% и составила +21,1%.
В 2009 году 67% опрошенных положительно оценивают деятельность Президента и Председателя Правительства РФ.
На 4% понизился рейтинг Государственной Думы. 41% респондентов положительно оценили ее деятельность, 37% - отрицательно.
Рейтинг Губернатора Московской области остается достаточно высоким - сейчас 52% жителей положительно оценивают его деятельность и 24% - отрицательно.
На 2% по сравнению с предыдущим опросом понизились оценки деятельности Областной Думы, сейчас 38% респондентов положительно оценивают их деятельность, 35% - отрицательно.
Рейтинг Главы Ступинского муниципального района в 2009 году практически не изменился и остается достаточно высоким, 52% опрошенных положительно оценили его деятельность, 32% - отрицательно.
Оценки Совета депутатов Ступинского муниципального района в 2009 году практически не изменились, 38% опрошенных положительно оценивают деятельность Совета, 31% - отрицательно.
На 5% повысился рейтинг глав сельских и городских поселений. Сейчас 44% респондентов положительно оценивают их деятельность и 35% - отрицательно.
На 2% снизились оценки деятельности руководителей предприятий и учреждений - сейчас 41% опрошенных положительно оценили их деятельность, 25% - отрицательно.
Оценка отношений между администрацией и жителями района.
ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
Отношения хорошие, население поддерживает деятельность администрации |
18 |
16 |
17 |
17 |
Отношения удовлетворительные, население лояльно относится к деятельности администрации |
39 |
43 |
43 |
39 |
Отношения сложные, решения администрации не соответствуют интересам жителей |
25 |
23 |
22 |
23 |
Отношения плохие, решения администрации полностью не соответствуют интересам жителей, администрация в целом решает только свои проблемы |
11 |
10 |
9 |
11 |
В 2009 году по сравнению с 2008 годом оценка отношений между администрацией и жителями района несколько ухудшилась, сейчас 57% респондентов позитивно оценивают отношения между населением и администрацией и 36% респондентов негативно оценивают эти отношения.
Общая оценка удовлетворенности населения деятельностью органов исполнительной власти Ступинского муниципального района приведена в таблице 9. Для сравнения использован Индекс удовлетворенности (Иу) (отношения суммы позитивных оценок - полностью удовлетворяет и скорее удовлетворяет - к сумме негативных оценок - скорее не удовлетворяет и полностью не удовлетворяет)
Удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти
Оценка удовлетворенности |
2009г.
|
2008г.
|
2007г.
|
|||
% |
Иу |
% |
Иу |
% |
Иу |
|
Деятельность администрации района Удовлетворяет |
53 |
1,56 |
55 |
1,66 |
52 |
1,63 |
Информационная открытость администрации Удовлетворяет |
49 |
1,32 |
47 |
1,12 |
36 |
0,80 |
Криминогенная обстановка в районе Удовлетворяет |
42 |
1,31 |
47 |
1,40 |
43 |
1,26 |
Качество медицинской помощи Удовлетворяет |
47 |
1,21 |
46 |
1,1 |
41 |
1,0 |
Качество общего образования Удовлетворяет |
60 |
2,50 |
59 |
2,46 |
55 |
2,29 |
Качество дошкольного образования Удовлетворяет |
58 |
2,52 |
* |
* |
* |
* |
Качество дополнительного образования Удовлетворяет |
59 |
2,81 |
* |
* |
* |
* |
Качество культурно - досуговых мероприятий Удовлетворяет Не удовлетворяет |
56 |
2,43 |
56 |
2,2 |
53 |
2,04 |
Качество спортивных мероприятий Удовлетворяет Не удовлетворяет |
49 |
2,33 |
53 |
2,3 |
46 |
2,19 |
Качество подростково - молодежных мероприятий Удовлетворяет Не удовлетворяет |
40 |
2,00 |
46 |
2,09 |
45 |
1,96 |
Индекс удовлетворенности |
1,99
|
1,83
|
1,65
|
* - до 2009 года эти показатели не исследовались.
Результаты опроса показали, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом средний индекс удовлетворенности населения деятельностью органов исполнительной власти Ступинского муниципального района увеличился на 0,16 и составил 1,99 единицы.
Уровень жизни и материальное положение семей
Структура семей по численности ее членов в проведенном исследовании выглядит следующим образом: семьи, состоящие из 1-го человека - 11%, из 2-х человек - 26%, из 3-х человек - 30%, из 4-х человек - 22%, из 5-ти человек и более - 11%. В выборке представлен весь спектр типов и особенностей семей, соответствующий генеральной совокупности жителей района. Отклонение от статистических данных не превышает 5%.
Материальное положение семей с различным уровнем доходов представлено в таблице 10.
Размер дохода в месяц на одного члена семьи ( в %)
Таблица 10
Размер дохода: |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
до 5000 руб. |
11 |
18 |
22 |
36 |
от 5001 до 7000 руб. |
23 |
26 |
28 |
27 |
от 7001 до 10000 руб. |
21 |
28 |
27 |
20 |
от 10001 до 15000 руб. |
28 |
15 |
13 |
10 |
Свыше 15000 руб. |
17 |
13 |
10 |
7 |
Население с доходом ниже прожиточного минимума
Таблица 11
Год наблюдения |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума |
6,7 |
9 |
10 |
12 |
В 2009 году число жителей района, имеющих доход в месяц на одного члена семьи ниже прожиточного минимума составило 6,7%.
Таблица 12
Средний доход семьи в рублях
Размер дохода: |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
Средний доход семьи (в руб.) |
35 054 |
34 612 |
26 732 |
21 039 |
Доход на одного члена семьи (в руб.) |
11 935 |
11 373 |
9 042 |
7 118 |
В 2009 году по сравнению с 2008 годом средний доход семьи в Ступинском муниципальном районе увеличился всего на 1,2%.
Таблица 13
Оценка материального положения семьи
Материальное положение семей |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
Очень плохое: “Живем от зарплаты до зарплаты, постоянно занимаем деньги” |
10 |
4 |
11 |
10 |
Плохое: “Хватает только на повседневные расходы, покупка даже недорогой одежды для нас проблематична” |
26 |
34 |
26 |
25 |
Среднее: “В основном денег хватает, но для товаров длительного пользования их недостаточно” |
50 |
47 |
47 |
46 |
Хорошее, очень хорошее: “Мы можем практически ни в чем себе не отказывать” |
14 |
15 |
16 |
19 |
Результаты исследования в 2009 году показали, что материальное положение населения по сравнению с 2008 годом практически не изменилось. Сейчас только 64% респондентов в какой-то мере удовлетворены своим материальным положением и оценивают его как среднее и хорошее. 36% респондентов оценивают свое материальное положение как плохое и очень плохое.
Таблица 14
Структура расходов семьи (в %)
Затраты на: |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
Продовольственные товары |
38 |
38 |
35 |
35 |
Непродовольственные товары |
15 |
15 |
16 |
19 |
Коммунальные услуги |
13 |
12 |
15 |
16 |
Транспорт |
7 |
8 |
7 |
6 |
Обучение детей |
6 |
5 |
5 |
4 |
Медицинские расходы |
7 |
6 |
6 |
4 |
Отдых и досуг |
8 |
9 |
7 |
8 |
Прочие расходы |
6 |
7 |
9 |
8 |
В 2009 году процентное соотношение структуры расходов семьи практически не изменилось. По-прежнему большая часть расходов семьи, а именно - 38% приходится на продукты питания. В 2009 году повысились расходы на коммунальные услуги, обучение детей и медицинские расходы.
Таблица 15
Средняя структура расходов семьи в абсолютных цифрах ( в руб.)
Расходы семьи на: |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
2006г. |
Продовольственные товары |
14061 |
13071 |
9219 |
7051 |
Непродовольственные товары |
5268 |
5179 |
4208 |
3786 |
Коммунальные услуги |
4658 |
4122 |
3978 |
3199 |
Транспорт |
2642 |
2627 |
1883 |
1214 |
Обучение и воспитание детей |
2142 |
1845 |
1329 |
846 |
Медицинские расходы |
2659 |
1925 |
1762 |
891 |
Досуг, отдых |
2811 |
3039 |
1882 |
1615 |
Прочие расходы |
2660 |
2576 |
2384 |
1586 |
СРЕДНИЙ РАСХОД |
36901 |
34384 |
26645 |
20188 |
СРЕДНИЙ ДОХОД |
35054 |
34612 |
26732 |
21539 |
Индекс соотношения доходов и расходов |
0,95 |
1,0 |
1,0 |
1,07 |
В 2009 году по сравнению с 2008 годом, расходы в рублевом выражении в среднем увеличились только на 7%.
В 2009 году индекс соотношения доходов и расходов составил 0,95. Инфляция практически «съела» доходы населения. Последний раз такое явление наблюдалось в 2004 году.