КЛУБ АВИАМОДЕЛИСТОВ «САПСАН»
Год создания коллектива – 2009 г. (декабрь).
Жанр: прикладное творчество.
Состав коллектива: 7 человек.
Возрастная категория: взрослые 25-45 лет.
Руководитель: Третьяченко Виталий Вячеславович.
Клуб авиамоделистов «Сапсан» – участник многих выставок и соревнований. В последнем чемпионате России по воздушному бою (июль 2013 года), проходившем в городе Алексин Тульской области, «сапсановцы» заняли почётное 9-е место.
Трое авиамоделистов клуба «Сапсан» являются членами Судейской коллегии Федерации модельного спорта России.
Авиамоделизм для многих из нас – увлечение детства: кружки авиамоделизма действовали практически во всех советских дворцах пионеров и домах культуры. Именно авиамоделизм для многих известных конструкторов послужил путёвкой в профессию.
В современных магазинах можно найти все необходимые для самостоятельной сборки авиамоделей материалы, а также наборы, практически полностью готовые к полётам: ARF (almostreadytofly – нуждаются в несложной доработке) и RTF (readytofly – готовые к испытаниям).
Готовые модели и наборы заинтересуют, в первую очередь тех, кто в авиамоделизме любит именно полёты, а не сам процесс конструирования и сборки. Таких людей в авиамоделизме принято называть лётчиками.
В свою очередь, авиамоделисты-конструкторы предпочитают поломать голову над удачной конструкцией, а фигуры высшего пилотажа – не для них.
В связи с этим в авиамоделизме принято выделять:
— создание и пилотирование управляемых и свободнолетающих моделей летательных аппаратов;
— стендовое моделирование, т.е. моделирование масштабных копий реальных летательных аппаратов.
При создании летающих авиамоделей на первый план выходят ихаэродинамические характеристики: продольная и поперечная устойчивость, обтекаемость корпуса и т.д. В стендовых авиамоделяхбольше ценится точность исполнения деталей, сходство модели с оригиналом.
Авиамоделизм делится на два основных направления: любительское и спортивное. В любительском авиамоделизме приветствуются участники любого возраста: от озорных школьников до весьма солидных пожилых людей. В спортивный авиамоделизм, как правило, приходят опытные любители, которым стало «тесно» в прежних рамках.
В авиамодельном спорте участники соревнований состязаются в конструировании и сборке летающих авиамоделей, в управлении ими в полётах. Экспертами оценивается скорость, дальность и продолжительность полета, манёвренность модели и её способность выполнения фигур высшего пилотажа.
Авиамодельный спорт курируется FAI – Международной федерацией авиаспорта. Эта организация установила классификацию авиамоделей, регулирует правила и порядок проведения различных соревнований.
Так, в классификации FAI выделяется 5 категорий авиамоделей:
- F-1 – свободнолетающие модели;
- F-2 – кордовые модели самолётов;
- F-3 – радиоуправляемые модели;
- F-4 – модели-копии самолётов;
- F-5 – радиоуправляемые модели самолётов с электроприводом.
К свободнолетающим моделям относят всевозможные модели планеров, резиномоторные модели самолётов, таймерные модели. Кордовыми называются модели, управляемые при помощи корда – специального тонкого стального троса. Один конец корда прикрепляется к рулевому управлению модели, второй конец удерживает моделист и с его помощью выполняет фигуры обычного и высшего пилотажа.
В радиоуправляемых моделях управление осуществляется посредством радиосигнала, передаваемого моделистом с пульта дистанционного управления. Для создания своих радиоуправляемых моделей моделисты используют специальные сервоприводы, подключаемые к элеронам и рулю высоты. Пульт дистанционного управления должен иметь как минимум два пропорциональных канала управления: правая ручка на передатчике отвечает за управление элеронами, левая – за управление рулём высоты.
Двигатель для летающих моделей может быть электрическим, резиномоторным, внутреннего сгорания. Двигатель обычно выбирается в соответствии с прототипом модели и вкусовыми предпочтениями, а также финансовыми возможностями моделиста.
Авиамоделизм – увлечение не из лёгких. Дорогостоящие материалы и компоненты, большое количество времени, наличие «лётного поля» – это лишь минимум необходимых затрат на постройку и испытание своей первой модели. А уж количество сил, с душою вложенных в любимое дело, не подлежит учёту.
Но результат того стоит: запуская свою модель в небо, будто сам обретаешь крылья и паришь высоко над землёй, свободный от всех тягот и забот…