КЛУБ АВИАМОДЕЛИСТОВ «САПСАН»

Год создания коллектива  2009 г. (декабрь).

Жанр: прикладное творчество.

Состав коллектива: 7 человек.

Возрастная категория: взрослые  25-45 лет.

Руководитель: Третьяченко Виталий Вячеславович.

Клуб авиамоделистов  «Сапсан» – участник многих выставок и соревнований. В последнем чемпионате России по воздушному бою (июль 2013 года), проходившем в городе Алексин Тульской области, «сапсановцы» заняли почётное 9-е место.

Трое авиамоделистов клуба «Сапсан» являются членами Судейской коллегии Федерации модельного спорта России.

Авиамоделизм  для многих из нас – увлечение детства:  кружки авиамоделизма действовали практически во всех советских дворцах пионеров и домах культуры. Именно авиамоделизм для многих известных конструкторов послужил путёвкой в профессию.

В современных магазинах можно найти все необходимые для самостоятельной сборки авиамоделей материалы, а также наборы, практически полностью готовые к полётам: ARF (almostreadytofly – нуждаются в несложной доработке) и RTF (readytofly – готовые к испытаниям).

Готовые модели и наборы заинтересуют,  в первую очередь тех, кто в авиамоделизме любит именно полёты, а не сам процесс конструирования и сборки. Таких людей в авиамоделизме принято называть лётчиками.

В свою очередь, авиамоделисты-конструкторы предпочитают поломать голову над удачной конструкцией,  а фигуры высшего пилотажа  – не для них.

В связи с этим в авиамоделизме принято выделять:

—  создание и пилотирование управляемых и свободнолетающих моделей летательных аппаратов;

— стендовое моделирование, т.е. моделирование масштабных копий реальных летательных аппаратов.

При создании летающих авиамоделей на первый план выходят ихаэродинамические характеристики: продольная и поперечная устойчивость, обтекаемость корпуса и т.д. В стендовых авиамоделяхбольше ценится точность исполнения деталей, сходство модели с оригиналом.

Авиамоделизм делится на два основных направления: любительское и спортивное. В любительском авиамоделизме приветствуются участники любого возраста: от озорных школьников до весьма солидных пожилых людей. В спортивный авиамоделизм, как правило, приходят опытные любители, которым стало «тесно» в прежних рамках.

В авиамодельном спорте участники соревнований состязаются в конструировании и сборке летающих авиамоделей, в управлении ими в полётах. Экспертами оценивается скорость, дальность и продолжительность полета, манёвренность модели и её способность  выполнения  фигур высшего пилотажа.

Авиамодельный спорт курируется FAI  Международной федерацией авиаспорта. Эта организация установила классификацию авиамоделей, регулирует правила и порядок проведения различных соревнований.

Так, в классификации FAI выделяется 5 категорий авиамоделей:

  • F-1 – свободнолетающие модели;
  • F-2 – кордовые модели самолётов;
  • F-3 – радиоуправляемые модели;
  • F-4 – модели-копии самолётов;
  • F-5 – радиоуправляемые модели самолётов с электроприводом.

К свободнолетающим моделям относят всевозможные модели планеров, резиномоторные модели самолётов, таймерные модели. Кордовыми называются модели, управляемые при помощи корда – специального тонкого стального троса. Один конец корда прикрепляется к рулевому управлению модели, второй конец удерживает моделист и с его помощью выполняет фигуры обычного и высшего пилотажа.

В радиоуправляемых моделях управление осуществляется посредством радиосигнала, передаваемого моделистом с пульта дистанционного управления. Для создания своих радиоуправляемых моделей моделисты используют специальные сервоприводы, подключаемые к элеронам и рулю высоты. Пульт дистанционного управления должен иметь как минимум два пропорциональных канала управления: правая ручка на передатчике отвечает за управление элеронами,  левая – за управление рулём высоты.

Двигатель для летающих моделей может быть электрическим, резиномоторным, внутреннего сгорания. Двигатель обычно выбирается в соответствии с прототипом модели и вкусовыми предпочтениями, а также финансовыми возможностями моделиста.

Авиамоделизм – увлечение не из лёгких. Дорогостоящие материалы и компоненты, большое количество времени, наличие «лётного поля» – это лишь минимум необходимых затрат на постройку и испытание своей первой модели. А уж количество сил, с душою вложенных в любимое дело, не подлежит учёту.

Но результат того стоит: запуская свою модель в небо, будто сам обретаешь крылья и паришь высоко над землёй, свободный от всех тягот и забот…